Место силы
Малая Родина… Даже покинув родные места, ты сотни, тысячи раз мысленно возвращаешься к точке на карте, где когда-то появился на свет. Она даже снится, а для многих это место силы.
Село Чубаровка, а теперь Шубар в Ордабасинском районе Туркестанской области, знаменито известными уроженцами. В селе с населением, не достигавшем в советское время и трех тысяч человек, было восемь Героев Социалистического Труда! В основном это работники сельского хозяйства – хлопкоробы, животноводы, садоводы, овощеводы.
А еще в Чубаровке родился Калдыбай Бектаев, всемирно известный ученый, стоявший у истоков цифровизации! Здесь родилась заслуженный деятель РК Татьяна Мартыненко, педагог и певица, исполнительница казахских песен. Чубаровка – родина еще одного заслуженного деятеля РК – Онласбека Кудайбергеновича Кулакеева, д.м.н., профессора, экс-руководителя онкоцентра Шымкента.
Заметили, что все эти люди прославились в различных сферах деятельности: в математической лингвистике, педагогике и искусстве, медицине. Но есть еще одна область науки – экономика, в развитие которой свой ощутимый вклад внес герой сегодняшнего очерка Мусиралы Смаилович Утебаев. Люди старшего и среднего поколения знают, слышали о нем, а вот молодые вряд ли. Попытаемся исправить этот пробел. Тем более что есть повод, о котором РАБАТу напомнила наша активная читательница Ольга Ли.
«1 января 2025 года исполняется 75 лет нашему земляку Мусиралы Смаиловичу Утебаеву, профессору, академику Инженерной академии РК. Он 30 лет работал в команде Президента Республики Казахстан. Сейчас вышел на пенсию, вернулся в родные места.
— визитка —
Мусиралы Смаилович УТЕБАЕВ
Родился 1 января 1950 года в селе Чубаровка Бугуньского района ЮКО.
Женат, отец пяти дочерей – Айгерим, Акмарал, Мархаба, Нурганум, Балкенже.
Окончил Чимкентский пединститут, Академию народного хозяйства при Совете Министров СССР.
Доктор экономических наук, академик и действительный член Инженерной академии РК.
Трудовую деятельность начал преподавателем математики Бекташской ШРМ Красноводского района Туркменской ССР.
Старший оператор машиносчетной станции, старший инженер, замначальника, начальник ВЦ, начальник Чимкентского ОПО по информационно-вычислительному обслуживанию (1973-1987 гг.). Замначальника, начальник Чимкентского облуправления статистики (1987-1991 гг.).
Зампредседателя Чимкентского облисполкома (1991-1992 гг.); замглавы обладминистрации ЮКО (февраль 1992 г. – декабрь 1993 г.).
Начальник представительства Национального агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономики РК (январь
1994 г. – апрель 1994 г.).
Первый зампред Национального агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономики РК (апрель 1994 г. – март 1995 г.).
Советник Президента РК (апрель 1995 г. – ноябрь 1995 г.).
Завотделом экономической политики Администрации Президента РК (ноябрь
1995 г. – март 1996 г.).
Председатель Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета (март 1996 г. – январь 2002 г.).
Председатель Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК (01.10.2008 г. – январь 2014 г.).
Прочие должности:
* член Национального совета РК;
* член Госкомиссии по вопросам разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений.
Выборные должности, депутатство:
* кандидат в депутаты Верховного совета РК 13-го созыва (1994 г.);
* депутат Сената Парламента РК, председатель Комитета по экономике, финансам и бюджету Сената Парламента РК, член Комитета парламентского сотрудничества «Республика Казахстан – Европейский Союз», член Парламентской группы Единого экономического пространства, член Межпарламентского Союза группы сотрудничества с Парламентом Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии (с 2002 г.), председатель Комитета по финансам и бюджету
(03.09.2007 г. – 29.09.2008 г.).
Среди наград – ордена «Знак Почета» и «Парасат» (2003 г.), а также ряд медалей, включая Памятную медаль Детского фонда ООН – ЮНИСЕФ.
Автор ряда книг на финансовую тему.
В Чимкенте он работал зампредседателя облисполкома, заместителем главы Южно-Казахстанской области Марса Уркумбаева по экономике. Затем советником Президента РК, Указом президента страны трижды назначался сенатором Парламента РК, – сообщила Ольга Тенхановна. – Мусиралы Утебаев – родоначальник (это было еще в 70-х годах) применения компьютерных технологий в статистике.
Я работала 17 лет в статистике. Мы внедряли первый вычислительный центр в области и городе на больших ЭВМ, а в 80-х годах появились персональные компьютеры. От Мусиралы Утебаева, как от начальника облуправления статистики, впервые услышала в конце 80-х про финансовый рынок и что у нас в Казахстане будет своя валюта – тенге. По этой теме Мусиралы Утебаев защитил докторскую диссертацию в Москве.
Вообще он талантливый самородок из Чубаровки. Мы учились на матфаке в пединституте. Ему не дали красного диплома со всеми пятерками из-за того, что в аспирантуру поехал другой. И тогда из принципа он поехал по направлению в Туркменистан преподавать математику в Бекташской школе рабочей молодежи. Но тем не менее Утебаев окончил Московскую академию народного хозяйства при Совете Министров СССР в Москве и там же защитил сначала кандидатскую, а потом и докторскую диссертации по экономике и финансам».
На уровень республики
С января 1994 года Мусиралы Утебаева перевели работать «на республику». Он явно перерос областной уровень. Масштаб задач для него значительно расширился. Его назначили на должность первого заместителя председателя начальника представительства Национального агентства по иностранным инвестициям при Министерстве экономики РК. Вскоре Мусиралы Смаилович стал советником Президента РК, завотделом экономической политики Администрации Президента РК. Ну а затем по поручению Главы Казахстана он создает новый комитет: с марта 1996-го Мусиралы Смаиловича назначают председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета.
После долгой работы на посту председателя Счетного комитета Указом Президента РК Утебаев назначен депутатом Сената Парламента РК второго, третьего, четвертого созывов и председателем Комитета по финансам и бюджету.
Начало…
Первые десятилетия независимости. Достаточно вспомнить начало: крах советской плановой экономики, разрыв связей, состояние «свободного падения», гиперинфляция. В 1991 году снижение реального ВВП Казахстана – бывшего союзного государства, по разным оценкам, составило от 8% до 17%.
Помните, как подскочили цены на товары и услуги в 1992-м? В тот год инфляция доходила до 3000%.
Большинство бывших советских предприятий в силу разрушения существовавших торгово-экономических связей не смогли адаптироваться к условиям стихийно зарождавшегося рынка. В результате произошел глубокий спад в экономике.
Молодое государство поставило задачу – сформировать новые экономические и общественные отношения. Они были необходимы для перевода экономической системы на рыночные рельсы.
Все это сопровождалось такими проблемами, как гиперинфляция, кризис неплатежей, дефицит промышленных и продовольственных товаров, обесценивание сбережений. Большая часть населения оказалась за чертой бедности. Люди, годами копившие средства, скажем, на покупку квартиры или автомобиль, в одночасье лишились своих накоплений. Вспоминая те годы, до сих пор поражаешься, как мы выжили…
Что стране помогло устоять? Политическая стабильность, общественное согласие, преданность народа идеалам независимости. Как бы высокопарно это ни звучало.
Пусть не сразу, но в республике было сформировано целостное экономическое пространство, восстановлены и укреплены производственные и межрегиональные связи, обретена собственная ниша в мировой торговле.
Налажен приток иностранных инвестиций. Именно он стал существенным фактором роста национальной экономики, важным источником капитальных вложений в производство и канал распространения новых технологий и менеджмента. И этими вопросами напрямую занимался Мусиралы Утебаев, работая в Национальном агентстве по иностранным инвестициям при Министерстве экономики РК.
Поступление иностранных инвестиций свидетельствовало о глобальном доверии мирового бизнеса. В самые сложные годы в Казахстан пришли такие инвесторы, как «Дженерал Электрикс», «Дженерал Моторс», «Миттал», «Тойота», «Самсунг», «Бритиш Петролеум», «Шелл», «Эксон Мобил», «Шеврон», «Аджип» и многие другие крупнейшие компании.
И то, что сегодня Казахстан является лидером по привлеченным чистым прямым иностранным инвестициям среди стран СНГ, что в республике создан благоприятный инвестиционный климат, есть немалая заслуга Мусиралы Смаиловича.
Финансовый мониторинг
К 2008 году в экономически динамично развивающемся Казахстане для повышения инвестиционной привлекательности остро встает вопрос национальной безопасности. Это было связано с возрастающей угрозой со стороны транснациональной организованной преступности и терроризма. И как следствие возникла необходимость создания госоргана по противодействию отмыванию денег и финансированию терроризма. Президент РК озвучивает идею по созданию данного органа в Казахстане.
Мусиралы Смаилович вновь создает новый орган, он назначен председателем Комитета по финансовому мониторингу Министерства финансов РК. То есть его поле деятельности – экономика, финансы, бюджет.
Под руководством Мусиралы Утебаева были разработаны и приняты основные законодательные акты РК по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, и финансированию терроризма. Разработана и плодотворно функционирует организационная структура финансового мониторинга, обеспечивающая сбор, обработку и анализ информации об операциях с деньгами и иному имуществу в соответствии с законом РК. Создана Единая информационная и аналитическая система комитета.
Комитет осуществляет активную работу по обмену информацией с подразделениями финансовых разведок ряда иностранных государств и участвует в деятельности таких международных организаций, как ЕАГ, «Эгмонт», ФАТФ.
На пленарном заседании Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ) Казахстан успешно прошел взаимную оценку национальной системы на соответствие международным стандартам в сфере ПОД/ФТ.
Принятие 13 июля 2011 года Казахстана в состав группы «Эгмонт», объединяющей 127 подразделений финансовых разведок мира, является признанием национальной системы финансового мониторинга и личным вкладом Мусиралы Смаиловича Утебаева.
Вступление в ВТО
Казахстан присоединился к Всемирной торговой организации (ВТО) в ноябре 2015 года, став ее 162-м членом. Но какая колоссальная подготовительная работа была проведена накануне (занявшая «всего-то» 10 лет!), чтобы это событие состоялось.
Зачем нам надо было вступать в ВТО? Затем, что членство в ВТО повышало доступ казахстанской продукции на мировые рынки, ее конкурентоспособность. Это давало толчок развитию отечественного бизнеса, увеличению объемов инвестиций и стабилизации экономического роста.
О масштабах огромной проведенной подготовительной работы прекрасно помнит герой нашего очерка Мусиралы Утебаев, в ту пору работавший председателем Комитета Сената Парламента РК по экономике, финансам и бюджету.
Подготовительная работа включала сотни переговорных процессов, изменение законодательства, в частности, приведение законодательной базы Казахстана в соответствие с международными нормами и стандартами. В соответствие с положениями соглашений ВТО было принято более 20 законов, в том числе «О техническом регулировании», «О регулировании торговой деятельности», внесены изменения в Таможенный и Налоговый кодексы, Закон «Об инвестициях» и др.
Это было необходимо сделать, потому что на тот момент в Казахстане из 132 тыс. предприятий реального сектора экономики международные сертификаты качества получили лишь 258, а казахстанские сертификаты соответствия и качества не признавались другими странами.
Как в таких условиях можно было развиваться?..
Вступление в ВТО, помимо уже названных «ништяков», обеспечивало доступ к мировым портам для транспортировки отечественной продукции на внешние рынки по внутренним тарифам стран-членов ВТО. Вступление в ВТО, в частности, отменяло все существовавшие торговые барьеры, ограничительные квоты в отношении казахстанской продукции.
На момент вступления в ВТО в экономике Казахстана превалировала сырьевая направленность, налицо была общая техническая и технологическая отсталость, незначительная интеграция с мировой экономикой, неразвитые производственная и социальная инфраструктуры. Страна не была готова к конкурентной борьбе.
Напомню, что в то время Глава государства поставил задачу по превращению Казахстана в центр притяжения инвестиций, передовых мировых технологий, знаний и управленческого опыта на Центрально-Азиатском пространстве. В целях ее решения необходимо было разработать и реализовать две программы. Первая – комплексное стимулирование и поддержка отраслей, имеющих экспортный потенциал. Вторая – использование преимуществ международного разделения труда.
Именно тогда для обеспечения конкурентоспособности экономики была провозглашена и осуществлялась индустриально-инновационная политика, в рамках которой сформирована система государственных институтов развития.
Сеть региональных технопарков, венчурные фонды, парк информационных технологий, центр биотехнологий, кластеры – все это идет с той, подготовительной к вступлению в ВТО, поры.
В результате маркетинговых исследований было определено семь пилотных отраслей и подотраслей. Сформирован благоприятный инвестиционный климат: в казахстанскую экономику с 1993 по 2004 год привлечено более 30 млрд долларов прямых иностранных инвестиций. В расчете на душу населения это было максимальным показателем среди стран СНГ…
Вот видите, с каким неординарным ЧЕЛОВЕКОМ вас познакомил РАБАТ. Здоровья Мусиралы Смаиловичу и долгих-долгих лет жизни!
Фарида Шарафутдинова