Два года назад офтальмологическая клиника Жомарта Джунусбекова начала принимать пациентов по ОСМС.
Но, по словам врача, многие вынуждены обращаться за медицинской помощью на платной основе.
Причина – отказ поликлиник выдавать направления, если у них уже есть свой офтальмолог или если клиника не входит в список партнеров.
Жомарт Джунусбеков, врач-офтальмолог: «Система ОСМС, в целом, хорошая, но ей часто манипулируют. Пациент имеет право выбора врача, но некоторые госучреждения этому препятствуют, утверждая, что у них есть собственные специалисты. Однако далеко не всегда у них есть необходимое оборудование».
В Фонде обязательного социального медицинского страхования напоминают, что застрахованные граждане вправе выбирать клинику и врача. Система позволяет получать медицинскую помощь в любом городе, если у клиники есть договор с Фондом.
Однако, не все учреждения исполняют эти обязательства. В 2024 году поступило около 1 500 жалоб на качество услуг.
Арапкуль Избасарова, заместитель директора филиала НАО «Фонд обязательного социального медицинского страхования» г. Шымкента: «При направлении в другую клинику, поликлиника обязана учитывать желание пациента — это закреплено в законе. В нашей базе зарегистрировано около 500 медорганизаций, из которых, в этом году, 164 заключили договор с Фондом, в том числе 34 государственных. Вся информация о поставщиках услуг находится в открытом доступе».
Депутаты раскритиковали систему ОСМС за неэффективное использование бюджета, низкое качество услуг и массовые приписки. Парламентарий Нартай Сарсенгалиев предложил вовсе отказаться от ОСМС, но министр здравоохранения Акмарал Альназарова заявила, что система работает и требует лишь доработки.
Акмарал Альназарова, министр здравоохранения РК: «Максимальный ежемесячный взнос — 17 тысяч тенге, минимальный — 4 250 тенге. В то же время, средний случай стационарной помощи обходится в 270 тысяч тенге, а высокотехнологичная услуга — около 3 миллионов. Если пациенту понадобится амбулаторное лечение, его годовая стоимость составит минимум 75 тысяч тенге. Поэтому система в целом эффективна, но нуждается в совершенствовании».
В Шымкенте в системе ОСМС застраховано 923 467 человек — это 78,5% населения. Но, многие до сих пор не знают своих прав в рамках ОСМС. В Фонде напоминают: если пациенту отказали в направлении, ограничили выбор клиник или включили в фиктивный список получателей услуг, он должен подать жалобу на сайте Фонда или по номеру 1414. При выявлении нарушений медучреждение могут оштрафовать.