Депутаты представляют интересы народа. Вопрос – как?

2
297

Месяц прошел со дня выборов. Помните, как 20 марта 2016 года мы, народ Казахстана, выбирали депутатов Мажилиса РК и местных маслихатов? Наши избранники, уже наделенные соответствующими полномочиями, вроде как приступили к работе. А точно ли приступили?

Мы предлагаем вам пристальнее присмотреться к деятельности местной представительной власти. Тем более что это не только увлекательное, но и очень познавательное занятие.

МЕСТНАЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для начала напомним, что маслихаты – это местный представительный орган в Республике Казахстан. Депутаты представляют в органах власти интересы избирателей, то есть нас с вами.

Участвуя в работе маслихата и его органов, народные избранники решают важнейшие вопросы государственного, хозяйственного, социального, культурного строительства. Они принимают подзаконные акты и другие решения, согласно своей компетенции содействуют проведению принятых решений в жизнь, осуществляют контроль за соблюдением законов Республики Казахстан и решений местных представительных и исполнительных органов. Первое, что при этом приходит на ум, – это рассмотрение и утверждение депутатами бюджета города. Они в числе первых, кто узнает, сколько бюджетных средств будет направлено на, скажем, благоустройство Шымкента, строительство детсадов, школ, поликлиник, различных подстанций, насосных, ирригационных сетей и так далее.

Очень, скажу я вам, ценная информация…

Для нас важно то, что маслихат – это по сути местная законодательная власть. То есть именно они, депутаты маслихатов, утверждают на своих собраниях-сессиях тарифы на коммунальные услуги, тарифы на проезд, вносят изменения и поправки относительно всевозможных норм потребления и так далее. А все это напрямую касается нас, простых смертных, нашего с вами кошелька.

ТАРИФ: ВСЕ ВЫШЕ И ВЫШЕ…

За три дня до выборов, 17 марта 2016 года, депутаты шымкентского гормаслихата 5-го созыва на своей последней сессии приняли «судьбоносное решение» о повышении с 1 мая тарифа на проезд в общественном транспорте с 50 до 70 тенге. Напомню, что в том пятом созыве депутаты Шымкента дважды – летом 2012 года и весной 2016-го – поднимали тариф на проезд. И получается, что за четыре года проезд в нашем городе подорожал вдвое – с 35 до 70 тенге. Заметьте, решение о поднятии тарифа на проезд в общественном транспорте принимали люди, не пользующиеся им в принципе. Почему? Да потому что у каждого из них под попой своя иномарка, а то и несколько.

В состав депутатского корпуса – это 29 человек – нынешнего шестого созыва вошли 18 депутатов из прежней команды. А это большинство. И они «прихватили» с собой прежний опыт соглашательства со всем, чего бы им не предложила исполнительная власть. Вот это настораживает.

4 апреля 2016 года в ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» прошли публичные слушания по повышению тарифа на водоснабжение в Шымкенте. По утверждению специалистов водоканала, повышение стоимости водоснабжения – мера вынужденная, продиктованная экономической ситуацией. К слову, в обсуждении размера будущего тарифа приняли участие представители общественности, антимонопольного департамента и депутаты городского и областного маслихатов.

Генеральный директор ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг» Анарбек Орман привел главную причину поднятия тарифа – инвестиции, вложенные в развитие водопроводных сетей Шымкента. В 2009 году компания взяла в Европейском банке реконструкции и развития кредит в 40 миллионов евро, но в результате девальвации тенге понесла потери. Обоснование повышения водники изложили на нескольких листах, почти убедив экспертов антимонопольного департамента. Окончательное решение по тарифу будет принято до конца текущего месяца…

11 апреля в Шымкенте состоялись публичные слушания ГКП «Куатжылуорталык-3» отдела ЖКХ города Шымкента. Публичные слушания были посвящены рассмотрению проекта тарифа на услуги по передаче, распределению и снабжению тепловой энергией. Слава богу, на этот раз тариф не поднимался, но, как заметили РАБАТу в неофициальной беседе, перед новым отопительным сезоном, скорее всего, тариф на транспортировку тепловой энергии будут поднимать. Позиции депутатов по этому вопросу также услышано не было.

23 апреля в 11:00 часов в актовом зале Южно-Казахстанского политехнического колледжа состоится ежегодный отчет АО «3-Энергоорталык» – главного предприятия по снабжению шымкентцев теплом. Тепловики отчитаются о деятельности своего предприятия по предоставлению регулируемых услуг по производству, передаче, распределению и снабжению тепловой энергией перед потребителями и иными заинтересованными лицами. В этот же день состоятся публичные слушания по результатам выполнения соглашения об исполнении инвестиционных обязательств этого предприятия за 2015 год. Может, хоть там-то у депутатов «прорежется голос»? Ведь наверняка тепловики опять запросят поднятия тарифа и стрелки направят на газовиков.

ТЕРЕБИТЕ СВОЕГО ИЗБРАННИКА!

Не сказать, чтобы народ в Шымкенте очень уж любил жаловаться, сутяжничать, но ведь достали аппетиты монополистов. Народ наш по привычке вопрошает: куда смотрит власть?! В свою очередь хочется спросить: а вы сами куда смотрите? Вы знаете, кто ваш депутат, кого вы выбирали? Начинайте жаловаться с него. Ему, вашему представителю во власти, адресуйте свои вопросы. И не надо стесняться.

Знайте, что согласно Закону РК «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» депутат обязан: «… 2) поддерживать постоянную связь с избирателями своего округа, не реже одного раза в год информировать их о работе маслихата, деятельности его постоянных комиссий и иных органов, исполнении решений маслихата, а также о ходе своей депутатской деятельности, участвовать в организации и контроле за исполнением решений маслихата;

3) рассматривать поступившие к нему обращения избирателей, регулярно вести личный прием граждан».

Для этого у него есть достаточно полномочий, в нашей стране каждому депутату маслихата гарантируется защита его прав, чести и достоинства.

К СЛОВУ, О ПОЛНОМОЧИЯХ

Для того чтобы решить ту или иную проблему или хотя бы подступиться к ней, депутат должен иметь на руках заявление своего избирателя. Что он с ним сделает дальше? Депутат маслихата вправе по вопросам депутатской деятельности беспрепятственно посещать госорганы, общественные объединения и госорганизации, расположенные на территории соответствующего маслихата, за исключением организаций, деятельность которых связана с государственными секретами.

Руководители и другие должностные лица госорганов, общественных объединений и государственных организаций обязаны безотлагательно принимать депутатов маслихата и оказывать им необходимое содействие в осуществлении возложенных на них полномочий».

Есть еще у наших депутатов такая форма работы, как «депутатский запрос». О, это мечта для любого из нас. Спросите почему? А потому, что депутат маслихата вправе по вопросам, отнесенным к компетенции маслихата, обратиться с официальным письменным запросом к акиму, председателю и члену соответствующей территориальной избирательной комиссии, прокурору и должностным лицам территориальных подразделений центральных госорганов, исполнительных органов, финансируемых из местных бюджетов.

Ответ на депутатский запрос должен быть дан в письменной форме в срок не позднее одного месяца. Депутат вправе выразить свое мнение по ответу на запрос. Запросы, адресованные прокурору, не могут быть связаны с осуществлением уголовного преследования.

Для большей эффективности своей работы депутаты маслихата вправе создавать депутатские объединения в виде фракций политических партий и иных общественных объединений, депутатские группы. И еще, для осуществления своих полномочий, совместной работы в избирательных округах депутаты могут объединяться в депутатские группы составом не менее пяти человек – пяти депутатов маслихата.

КОГДА НАЧНЕТСЯ ПРИЕМ?

В июне 2013 года полномочия депутатов были расширены. Теперь с депутатами даже согласовывают назначения на должности акимов города и области. У маслихата есть и такое полномочие, как выражение недоверия акиму. Правда, для этого должны быть очень веские причины – это двукратное неутверждение маслихатом представленных акимом отчетов об исполнении планов, экономических и социальных программ развития территории, местного бюджета.

Видите, какая это мощная сила – депутат.

Сила силой, но пора уже им приступить к работе. На соседней странице изучайте график приема депутатов. Записывайтесь на встречу со своим депутатом.

Фарида ШАРАФУТДИНОВА

Обзор зарубежных публикаций

Отправить ответ

2 Комментариев к "Депутаты представляют интересы народа. Вопрос – как?"

Уведомлять меня
avatar
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные
Пила Дос))
Гость
Нет в нашей стране достойных оппозиционных тв каналов)) Выйдете на остановку и спросите на камеру у сотни горожан что они думают о повышении тарифа, пусть по желанию покажут свои лопатники что уже там мышка у многих повесилась— реально кто ездит на автобусах сегодня это самый низкий класс у которых и так отбирают последний полтиник — да ещё и на 20 тенге хотят нагрузить)) Так то оно так — но если вспомнить СССР, то в то время были депутаты многих нацианальностей и зачастую были выдвинуты из различных рабочих коллективов ШСЗ Химфарм Прессов автоматов завод и тд)) самими же трудящимися — который… Показать весь текст »
Николай
Гость

Полная чепуха. Если депутат — представитель народа, то он, как и народ, не может ничего требовать. Может только просить. Если власть посчитает нужным эту просьбу удовлетворить — пожалуйста. Если нет — извини, денег на это нет. Если монополист-олигарх посчитает нужным поднять на что то тариф, он его поднимет. Даже, если все поголовно депутаты проголосуют против. И существуют депутаты не для связи власти с народом, а для того, чтобы из за «бугра» было видно, что вот в этой стране зачатки демократии существуют!

wpDiscuz