Археологи уверяют: при строительстве казахстанского участка международной трассы Западная Европа-Западный Китай уничтожаются археологические памятники
Археологи уверяют: при строительстве казахстанского участка международной трассы Западная Европа-Западный Китай уничтожаются археологические памятники

Казахстанские археологи высказывают озабоченность сохранностью и отсутствием исследований археологических памятников, попадающих в зону строительства международного транзитного автомобильного коридора Западная Европа-Западный Китай. Только по территории Южного Казахстана в зону застройки магистрали попадают около двадцати историко-архитектурных памятников.

С директором института Археологии имени Маргулана, Бауржаном Байтанаевым, мы идем по трассе будущего международного автобана. То здесь, то там попадаются куски керамики — остатки древних сосудов. Исследовательские работы, проведенные в окрестностях областного центра, выявили археологические памятники вдоль или по самой трассе обхода Шымкента. В их числе — древнее поселение Хурлуг, средневековый комплекс Рибадз, четыре захоронения и два более поздних поселения. В прошлом году мощная техника дорожных строителей за пару часов раскидала несколько бугров и сделала земляную насыпь там, где в древности находилось городище Хурлуг.

Бауржан Байтанаев, директор института Археологии имени Маргулана: «Городище однослойное, а вот центр доживал уже в послемонгольское золотоординское время. Здесь жизнь кипела. Но PR акция строителей говорит о некомпетентности, они снесли культурный слой городища».

По предварительным заключениям археологов, городище представляет собой большую историческую ценность. О нем есть упоминание и в манускриптах древних авторов.

Бауржан Байтанаев, директор института Археологии имени Маргулана: «В 11 веке о нем писал Аль Магнезии».

В древности даже берега канала, как утверждают археологи, были выложены жженым кирпичом. Даже очень короткий поход по разрушенному городищу дает богатый урожай керамики.

Бауржан Байтанаев, директор института Археологии имени Маргулана: «Вот остатки типа тандыра. Сейчас все раздавлено, а раскопать, то здесь суфа была, а сейчас ничего не осталось. Вот хороший кусок керамики, а вот асык, им играли наши далекие предки, кость выбелена, древняя. А это стекло, оно с перламутровым отливом. Такого у нас не будет».

Городище, согласно материалам археологических исследований 20-летней давности, занимало площадь 20 гектаров, правда его уже разрезала современная трасса Алматы Шымкент, сейчас и по другой части пройдет магистраль, а значит необходимо будет провести комплекс работ по исследованию памятника и его сносу.

Бауржан Байтанаев, директор института Археологии имени Маргулана: «Археология такая наука — она быстро не делается. Бульдозерами не копается, а кисточками, щетками и лопатами. Непонятна позиция министерства — оттягивать археологические работы. Пока не будут проведены работы, мы не дадим разрешения, и уполномоченный орган не разрешит».

Но в департаменте транспорта заверили, что сейчас все согласования пройдены и необходимые документы находятся на подписи.

Представитель департамента транспорта: «Деньги на работы выделены, документы на подписи, проблем нет, в ближайшее время должны начать работы».

В зону дорожного обхода Шымкента попадают десяток археологических памятников, требующих исследования. И если нельзя сохранить памятники в неприкосновенности, то нужно хотя бы сохранить исследованные материалы для потомков.