Жители кентауского поселка Кантаги написали Президенту жалобу на заповедник

Река Хантагинка до домов населенного пункта не доходит
Реклама

В письме к главе государства люди пишут о самой главной проблеме своего поселка. Кантаги, впрочем, как и весь Кентау — засыхает. Всегда полноводная река поселка — Хантагинка до некоторых домов поселка даже не доходит. Отчаявшиеся жители во всех бедах обвинили заповедник.

Весь поселок на грани разорения, негде пасти скот — все пастбища давно высохли. А та территория, где сейчас находится заповедник, всегда была местом пастбища для скота. Теперь же пасти животных на территории государственного заповедника строго запрещено. Местный житель Файзулла Жумадилаев скот держит всю жизнь, животноводством занимался еще его отец, будет ли сын продолжать традицию предков, Файзулла в этом не уверен. Со ста голов его стадо сократилось до 30 и это еще не предел.

Файзулла Жумадилаев: «Мы раньше пасли скот на территории, которая сейчас принадлежит заповеднику, а сейчас нас туда не пускают, а сами они то находятся у истоков реки. Мы говорим, дайте нам другую землю, нам акимат предложил другое, альтернативное пастбище, но там нет воды, скот там дохнет, нет воды — нет травы».

Местные ученые говорят, в том, что нет воды, виновата природа. Последние три года были очень засушливыми. Из 365 дней в году в 2010 всего 30 дней были дожди. Зимой было очень мало снега. Реки высохли практически полностью, а на нужды государственного каратаусского заповедника не тратится ни литра.

Гульжахан Сакауова, замдиректора заповедника: «Есть еще одна причина — неразумное отношение самих людей к месту, где они живут. Вдоль русла реки Кантаги не осталось ни одного дерева. А ведь растительность вдоль реки делает ее полноводной. А сейчас люди хотят пасти скот на территории заповедника, говорят, что мы воду всю забираем. Во-первых, растения в заповеднике никто никогда не поливал, это же заповедник. Во-вторых, то, что там много сейчас растений, это просто потому что там перестали пасти скот. Мы берем воду два раза в неделю на полив экспериментального участка перед заповедником, но там деревьев немного».

В акимате Кантаги тоже разводят руками и пеняют на небесную канцелярию. Тут говорят, что претензии  местных жителей на эту землю вообще не обоснованы. Вся земля за Кантаги, даже та, на которой находится заповедник, принадлежит Туркестану. Чтобы хоть как то помочь местным жителям, Туркестан выделили 15 тысяч га на пастбища для кентауских животноводов, но там нет воды и скот пасти невозможно.

Абу Киркимбаев, аким села Кантаги: «Мы сейчас выходим с письмом в акимат, чтобы они нам выделили 60 тысяч гектаров под пастбища».

Землю кантагинцы просят в аренду, хотя бы на пять лет. Такая же ситуация и в самом Кентау, жители получают воду всего несколько часов в сутки.