Лучше быть равнодушным?! Или издержки журналисткой профессии

281
Реклама
Марина Низовкина, редактор информ-портала Отырар.kz, шеф-редактор мультимедийной редакции

Несколько недель откладывала написание этой статьи. В день события (первого уникального применения амнистии) подумала, что «сгоряча» писать не стоит, надо остыть. Потом все было некогда, потом решила, что не буду поддаваться всеобщему возмущению, а потом и вовсе поняла, что «пролетела» — опоздала. Оказалось, нет. Все только начинается.

Открываю сегодня страницу популярного интернет-портала, читаю и начинает дико трещать голова уже после второго абзаца текста. Коллега сделал подборку материалов по тем «товарищам», которые убив людей на дорогах Казахстана, вышли из зала суда по амнистии. Ужас, но наш экс-полицейский Аскар Кульбаев это не нонсенс. Это не ошибка. Теперь это обычная практика. Эх, повезло же им, что в этом году наша страна отметила 20-летие независимости.

Нервы все-таки сдают. Вспоминаю историю с 16-летней Динарой, которая погибла на проспекте Кунаева, и хочется плакать… от собственного бессилия.

Да, мне безумно жалко девушку, жизнь которой глупо оборвалась в самые яркие годы. Да, мне безумно жалко родителей, которые лишились своего счастья, радости, света в окошке, своей надежды и опоры. (Ну, вот, опять слезы подступают). Да, мне безумно жалко семью этого бывшего капитана полиции, ведь им теперь жить с человеком, на совести которого загубленная жизнь. Еще больше мне жаль себя и тысячи человек, которых эта история задела до глубины души. Как же нам теперь быть? Как нам объяснять детям, что такое хорошо и что такое плохо? Ведь теперь за то, что «плохо» не наказывают. Это в детстве можно хлопнуть по попе или поставить в угол, а когда ребенок подрастет, он скажет: «Мама, чего ты ругаешься? Ну, подумаешь, украл, побил, угнал, вон, некоторые убивают и ничего — живут!» — вот что страшно! В жизни стирается граница между плохим и хорошим, добрым и злым, черным и белым.

Сообщение о том, что пьяный полицейский сбил на скорости девушку и даже не остановился, чтобы помочь, взорвало интернет. На нашем сайте и в социальных сетях люди обсуждали этот случай. Сотни опубликованных комментариев, еще столько же непрошедших модерацию (уж, простите, уважаемые читатели, но нельзя было выпускать комментарии с нецензурной лексикой и оскорблениями, даже в этом случае). Материалы о смерти школьницы и благополучном освобождении Кульбаева собрали более 500 комментариев. Такого на нашем сайте раньше не было. Да думаю, и коллеги с других интернет-порталов поддержат — эти материалы были самыми популярными и комментируемыми. Каждый прочувствовал горе семьи, каждый ужаснулся, что преступник остался безнаказанным. Страшно, знаете ли, жить при таких законах. А вот еще занимательная история.

Молодая женщина, примерно моя ровесница, шла с 4-летним ребенком по улице Шымкента. Сейчас уже неизвестно куда шла и о чем думала, но, наверняка, крепко сжимала в руках любимую ручку… Миг, секунда и женщина падает. Она умирает на глазах у своего 4-летнего сына… В каком состоянии был ребенок страшно представить. Это не сцена из кинодрамы. Эта трагедия произошла из-за того, что кучка (не могу подобрать приличное слово) — старшеклассников, решила выяснить отношения во дворе многоэтажек. Когда словесные аргументы закончились, молодые люди взялись за оружие. Шальная пуля и попала в мать четырех детей, которых теперь растить будет один отец. Я понимаю, что они не хотели ее убивать, возможно, они ее даже и не видели. Я понимаю, что капитан Кульбаев не хотел сбивать на пешеходном переходе школьницу. Я понимаю, эти преступления совершенны «по неосторожности» и теперь попадают под амнистию. Так эти старшеклассники, похоже, тоже спокойно выйдут из зала суда, а дети будут расти без материнской любви. И вроде бы, все по закону. Так что же это за закон, который стирает границы между плохим и хорошим, разделяет общество и вносит смуту?! Где моральная ответственность людей? Если нельзя водителю садиться за руль пьяным, значит, нельзя!? Так должно быть! Это должно стать привычкой, как чистить зубы по утрам. Если нельзя держать в руках оружие детям, значит, нельзя! Кто дал им право носить его с собой по городу?! Выпендриваться друг перед другом, демонстрируя свою силу?! Не могу я больше об этом думать, сердце болит, тошно становится, а главное, страшно… Поэтому и не хотела писать этот материал, откладывала. Все равно никто не услышит, а еще чего доброго обвинит в разжигании социальной розни. Да, Бога ради, пусть живет и спит этот Аскар Кульбаев спокойно, но пусть извинится перед теми, кто до сих пор не может понять, как, убив человека, можно спокойно жить. Самое ужасно, что он в стране не один. Таких — десятки!

Самый свежий случай. В Караганде прямо из зала суда освободили товарища, который 3 сентября 2011 года сбил насмерть 10-летнюю школьницу, когда она шла на уроки. 37-летний водитель, по данным экспертизы находился в состоянии наркотического опьянения, сбив школьницу, не остановился, не вышел из машины, чтобы оказать девочке помощь. Он сбросил тело ребенка с капота (!) и скрылся с места происшествия. Мать при оглашении решения суда упала в обморок. Он был освобожден в зале суда. Коллеги сообщают, он сам попросил суд об амнистии. А кто же не попросит?!
В Алматы 9 февраля отпустили по амнистии водителя маршрутного автобуса, который спровоцировал в центре Алматы ДТП, в результате которого пострадал офицер полиции. У замкомандира спецбатальона УДП ДВД Ануара Байтурсынова врачи констатировали «открытую черепно-мозговую травму, ушиб головного мозга, размозжение и перелом левой височной кости с переходом в основание черепа, закрытые переломы ребер» и массу других последствий. 2 месяца пострадавший был в коме, а сейчас он нуждается в дорогостоящей реабилитации за рубежом.

Вопиющий случай в Алматы. Буквально 9 февраля водитель сбил насмерть 39-летнюю женщину и ее 10-летнего сына. По словам очевидцев водитель Тайоты-камри выехал на встречную полосу. Свидетели ДТП вызвали «скорую», но пострадавшие скончались. Известно, что погибшие жили неподалеку, а мальчик учился в третьем классе. Обстоятельства трагедии сейчас выясняет автотехническая экспертиза. Только лично я не понимаю, зачем тратить на это время? Он ведь все равно попадет под амнистию.

Раз есть преступление, значит должно быть наказание. Нас так учили, нам так объясняли. Мы с этим жили многие годы. Амнистия это для тех, кто уже понял, что значит быть ответственным за то, что ты совершил. По крайне мере, я так думала раньше. Скорее всего (и это обнадеживает) так думают и сотни южан, тысячи казахстанцев. Когда Кульбаева отпустили по амнистии, журналисты Шымкента решили выйти на (!) санкционированный митинг, чтобы выразить недовольство таким применение закона об амнистии. Написали заявление в городской акимат… но получили отказ в проведении митинга. Мы закон соблюдаем, потому и не вышли! Однако журналистам попытались вменить в вину то, что на месте аварии, на проспекте Кунаева, они попытались записать интервью у блоггеров, которые выражают свой протест с помощью черных ленточек, которые привязывали к антеннам машин. Чуть было не обвинили журналистов в организации несанкционированного митинга. Вообще, теперь это неважно. Могу точно сказать, что журналисты никогда не будут участвовать в несанкционированном митинге. И второе, каждый уважающий себя журналист после прочтения массы материалов о странном применении амнистии, а главное, написании таких газетных статей, интернет-материалов, пошел и умылся ледяной водой. Пойду и я… может поможет?!…
Хотя нет, все также больно… и страшно, что будет дальше… Наверное, лучше быть равнодушным.