История о том, как в Шымкенте оформляли машины, привезенные из Беларуси

328
Автоперевозщики не могут зарегистрировать машины из Беларуси .

Девять часов утра, здание парни «Нур Отан». Десятки автомобилистов пришли за помощью к народным избранникам. Южане просят внести ясность в историю с «проклятыми» автомобиля. Именно так водители назвали машины, привезенные из Беларуси еще в начале этого года.

Как уверяют автомобилисты, они смогли получить разрешительные бумаги в областной таможне на ввоз автомобиля и даже заплатить пошлину в налоговом департаменте, а вот получить государственные номера так и не удалось. В ГАИ водителям говорят, что их автомобили не соответствуют экологическим стандартам Евро–2. Такое заявление повергло перегонщиков в шок, ведь многие из них потратили последние сбережения на покупку авто.

«Я уже несколько лет вожу машины в Шымкент. Первый раз столкнулся с такой проблемой, — рассказывает перегонщик Даурен Кулбаев. – Несколько моих друзей, также как я, привезли машины из Беларуси в Шымкент. Оформить их не можем уже месяц. В ГАИ говорят, что экологическим стандартам Евро–2 автомобили не соответствуют. Почему об этом нам ни на таможне, ни в налоговой не сказали. На глаз не определишь, соответствуют они экологическим стандартам или нет».

Народные избранники партии «Нур Отан» обещали помочь автомобилистам. К диалогу призвали тех, кто сможет внести ясность в эту запутанную историю. Я в свою очередь сама решила выяснить, кто виноват? Журналистское расследование начала с органов дорожной полиции. Последние несколько дней туда приходят десятки южан. Все они по-прежнему не могут пройти регистрацию документов на машины, ввезенные из Беларуси. У сотрудников ГАИ с водителями разговор короткий. Они всем показывают новые поправки в постановление правительства Республики Казахстан о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортных средств, с которыми, по их мнению, не поспоришь.

«29 декабря 2011 года внесли поправки в постановление правительства республики Казахстан о требованиях к выбросам вредных веществ автотранспортных средств. По этим поправкам мы не можем оформлять машины не соответствующие Евро–2, — рассказывает главный инспектор по розыску ГАИ Серик Жаксылыков. – Люди, которые к нам приходят в большинстве случаев купили автомобили, произведенные в европейском союзе, еще до 1997 года, а это значит, что они не соответствуют экологическим требованиям. Мы не можем оформить их машины, не можем идти против закона».

Почему автомобилисты, которые несколько лет занимаются перевозкой автомобилей, не знают о поправках — осталось загадкой. Инспектор по розыску Серик Жаксылыков заверил, что еще до внесения поправок в средствах массовой информации всех предупреждали о грядущих изменениях. Сначала мне показалась, что ситуация зашла в тупик, но я решила действовать дальше.

Мое расследование продолжалось. Мне показалось странно, почему об изменениях промолчали в таможне. Но в таможне Южного Казахстана тоже опровергли обвинения перегонщиков автомобилей. Они не оформляли машины, привезенные из Беларуси. Беларусь входит в Таможенный союз, а значит, все ввозимые машины не подлежат ни таможенному оформлению, ни таможенной очистке.

«Проходить растаможку на границе водители не могли. С 1 июля 2010 года отменено таможенное оформление в отношении товаров, происходящих из третьих стран и выпущенных в свободное обращение на территории Таможенного союза. Мы никакого отношения к этой истории не имеем», — заявила пресс-секретарь ДТК по ЮКО Баян Жармухамбетова.

Поставить точку в этой истории должен был налоговый департамента. Я долго пыталась добиться комментарий от людей, которые, на мой взгляд, смогут внести ясность в историю с белорусскими машинами. Сначала в налоговой ссылались на большую занятость, но вскоре все-таки решили встретиться с журналистами. Оказалось, в областном налоговом департаменте своей вины в случившемся также не видят. Говорят, действовали по закону. Пусть машины и не соответствуют экологическим стандартам, но раз завез автомобиль на территорию страны — плати налог. Предупреждать о том, что машины не соответствуют Евро-2, здесь не обязаны.

«Что касается разъяснения соответствия требованиям экологического этапа-2 в зависимости от года выпуска автотранспортных средств сообщаю, что данное разъяснение не входит в компетенцию налоговых органов», — рассказал начальник управления налогового департамента по ЮКО Алмас Шаймерденов.

Кто виноват? – уже не вопрос. Получается, что в запутанной истории виновны сами перегонщики автомобилей. По мнению сотрудников ГАИ, они должны были вовремя ознакомиться с поправками. Теперь дальнейшую судьбу машин будут решать в комитете дорожной полиции города Астаны. Нуротановцы тоже обещали помочь. Написать письмо премьер-министру Кариму Масимову. Они считают, если вмешается премьер–министр, ситуация решится быстрее. Между тем, бизнесмены готовятся нести убытки. Если вопрос не решится для них положительно, они будут вынуждены продавать ввезенные автомобили по запчастям. Ведь без государственных номеров и техпаспорта на казахстанских дорогах они вне закона.

Новости партнеров