31 мая 2012 года около 8 часов 30 минут утра, когда я стоял возле автобусной остановки «Военкомат», расположенной на улице Толе би, ко мне подошли трое инспекторов полка патрульной полиции. Не представляясь, они заявили, что я курю в общественном месте и тем самым нарушаю общественный порядок, скрутили мне руки и посадили в спецмашину гос. номер Х 870 КР.
Мои аргументы, что я не нарушаю существующего закона, полицейские проигнорировали. Они повезли меня в безлюдный переулок в районе улицы Алдиярова, в машине полицейские предложили мне «решить проблему на месте», в противном случае обещали сообщить на работу о моем задержании и административном приводе. Я наотрез отказался. Узнав, что при себе у меня нет удостоверения личности, инспекторы полка патрульной полиции отвезли меня в приемник-распределитель.
К этому времени я уже успел позвонить на работу и сообщить о случившемся. Мне привезли копию удостоверения личности и служебное удостоверение. После этого патрульные полицейские отвезли меня в опорный пункт № 4 Енбекшинского районного ОП. Участковых на месте не оказалось, нам пришлось ждать пару часов. Потом материалы (моя объяснительная и рапорт патрульного) передали участковым инспекторам. Последние решительно потребовали оплату штрафа через банк. А когда я заявил, что не буду платить за надуманное административное нарушение, мне пригрозили арестом. Продержав меня еще пару часов в опорном пункте, участковые отказались оформлять административный протокол и выставили меня за дверь. В итоге, на работу я пришел к часу дня.
Если разобрать данный инцидент с юридической точки зрения, то получается, что полицейские незаконно произвели задержание, необоснованно удерживали законопослушного гражданина более трех часов. Что касается формулировки «курение в общественных местах запрещено», то, уважаемые полицейские, внимательно прочитайте пункт 5 статьи 159 Кодекса Республики Казахстан «О здоровье народа и системе здравоохранения». Курение запрещается в:
организациях образования, а также в организациях для отдыха несовершеннолетних;
организациях здравоохранения;
пунктах общественного питания;
кинотеатрах, театрах, цирках, концертных, смотровых и выставочных залах, на спортивных аренах и в других крытых сооружениях, предназначенных для массового отдыха, в том числе в ночных клубах, на дискотеках;
музеях, библиотеках и лекториях;
неустановленных местах в поездах местного и дальнего сообщения, на судах воздушного, морского и речного транспорта, а также в салонах городских, междугородних автобусов, маршрутных такси и городского электротранспорта;
зданиях аэропортов, железнодорожных, автомобильных и водных вокзалов;
государственных органах и организациях;
помещениях, являющихся рабочими местами;
подъездах домов.
Кстати, господа патрульные и участковые полицейские, данный закон действует с 2009 года, за три с лишним года можно было бы его уже и вызубрить. На следующий день после этого инцидента я обратился за комментариями к судьям шымкентского административного суда, поскольку именно они рассматривают административные дела подобного рода. Судья Гульмира Кыдырбаева заявила, что курение не запрещено на автобусных остановках и в парках. Административная ответственность наступает только тогда, когда гражданин выкинет окурок не в урну, то есть если будет сорить. Важный нюанс.
Азиз МУРЗАБАЕВ.
P.S. Что же касается моего случая, то я написал заявление в областную прокуратуру с просьбой принять меры прокурорского реагирования в отношении сотрудников полка патрульной полиции.