Водители предпочитали не пускать в салон много пассажиров
Водители предпочитали не пускать в салон много пассажиров

16 микроавтобусов не могут ликвидировать транспортный коллапс дачного поселка «Кайнар-Булак», особенно, когда они работают по нормам и правилам.

Самым надежным транспортом в дачном поселке «Кайнар-Булак» были и остаются лошади. Живое транспортное средство не «заносит» от перепадов цен на топливо и скачков тарифа на проезд. Единственная проблема — не найдется для гривастого транспорта парковки в Шымкенте. Остаются маршрутки и частники. С каждым днем кайнарбулакцам добираться до работы становится все дороже и проблемнее. Редко на каком микроавтобусе можно доехать без потерь: физических и материальных. Количество вырванных с корнем пуговиц, оторванных ручек от сумок, растерзанных пакетов никто не считает, так же как не ведется статистика вывихов, ушибов, трещин и ссадин, полученных в неимоверной давке.

Очевидцы утверждают, что среднестатистическая маршрутка, едущая с дач, вмещает в себя в часы пик более 45 пассажиров.

Наглухо задраенные окна, задернутые шторки, дабы дорожные полицейские не могли видеть полноты картины (читай — забитости салона), добавляют пассажирам тепловых ударов, приступов гипертонии и сердечных ударов.

Такси — зачастую единственная возможность уехать в час пик на работу

Когда у дачников спрашиваешь: а может, не нужно набиваться как селедки в бочку? Ответ единодушный: при вариантах «удушье» или «опоздание на работу» едущие в город по определению выбирают первое. Не переставая при этом возмущаться торчащими из окон микроавтобусов семидесятого маршрута конечностями и расплющенными по стеклу лицами и попами…

Людмила Гайдук, жительница дачного массива «Кайнар-Булак»: «Я два года уже на пенсии, хоть немного вздохнула спокойно! Как вспомню свои поездки на работу, так вздрогну. Опоздать в город категорически нельзя, а уехать вовремя практически невозможно… Молодежь жалко — работодателю все равно, где ты живешь. Я вот сейчас к врачу должна попасть, но придется пять-шесть маршруток пропустить, иначе не втиснусь…»

Выходить пораньше жителям «Кайнар-Булака» нет смысла — маршрутки до половины восьмого на центральной улице дачного поселка особо и не показываются. С этого и началась история журналистского десанта.

… Выдвинулась наша группа в составе журналиста, фотографа и оператора из Шымкента в половине седьмого утра. К семи часам на дачных улицах еще царил полный покой. Редкие жители «Кайнара» голосовали на центральной трассе, скопление народа наблюдалось только у самой первой остановки — в определенное время в город едет рейсовый автобус из поселка Кайнар, что чуть дальше дачного массива. Кому необходимо попасть в Шымкент раньше обычного, едут на нем.

Самый надежный и комфортный транспорт дачников

Ближе к половине восьмого к «Старой конечной» начали «подтягиваться» маршрутки №70, а народ, соответственно, к остановкам. Наша съемочная группа «вырулила» на остановку совершенно некстати: о причине появления журналистов водителям «ГАЗелей» догадаться было нетрудно. Тем более что еще благодушный с утра народ возмущаться начал сразу.

Егор, житель «Кайнар-Булака»: «Хорошо, что приехали снимать это безобразие! Пока кондуктор не набьет салон битком, следующая маршрутка с места не сдвинется. Им, видите ли, не выгодно себе в убыток ездить. В городе все ездят, контролеры на остановках стоят, за интервалом следят, а здесь никто не контролирует, вот и ездят как попало!»

Хадиша, жительница «Кайнар-Булака»: «Это ужасно, нас за людей не считают. Водители говорят: не хочешь ехать битком — такси лови! А на такси каждый день не напасешься!»

Ездить каждое утро на работу за 150 тенге, а именно столько берут частные извозчики, действительно, никакой зарплаты не хватит. В часы пик оплата за место в салоне легкового автомобиля повышается до двухсот. И все же находится немало людей, предпочитающих заплатить частнику, чем потерять работу из-за постоянных опозданий. В день нашего приезда желающих уехать на частном транспорте стало намного больше — «газелисты» устроили для нас «показательные выступления».

Все, как один, маршрутки поехали на новую конечную «Школа», чем вызвали небывалое удивление пассажиров — редкий дачник встречал когда-либо маршрутку на этой остановке.

Кондукторы сажали только положенное количество пассажиров и с веселым сигналом, задорной улыбкой и выражением напакостивших пингвинов «улыбаемся и машем» проносились мимо переполнявшихся остановок.

Дошло до того, что пассажиры, которым не повезло, стали просить нашу съемочную группу покинуть место дислокации. Дачники резонно решили, что, пока мы не удалимся, шансы выбраться в город у них нулевые…

Впредь оператору посоветовали прятаться в придорожных кустах…

«Поймать» водителей с перегрузом в это утро не удалось, пришлось отправляться в город. А на дорогах дачного массива «Кайнар-Булак» все вернулось на круги своя. Уже на трассе вдоль микрорайона «Нурсат» наш автомобиль обгоняли «семидесятки», нагруженные пассажирами «по самое нехочу»…

Сами дачники видят выход из положения только в одном — в отказе от услуг транспортной компании ТОО «Нур». Многолетние переговоры с просьбами улучшить качество обслуживания и увеличить количество транспорта результатов не дают.

Геннадий Иванович Быченко, председатель объединения дачных кооперативов: «Мы неоднократно обращались с письмами и жалобами в эту компанию и в акимат Абайского района. Никаких подвижек. Нам постоянно обещают, что все наладится, появятся дополнительные машины. Но маршруток не только не прибавляется, с каждым днем на смену выходит все меньше и меньше водителей…»

О том, что именно в этот день на маршрут вышли все 16 микроавтобусов, нам сообщили в самой компании. Директора автопарка застать на месте не удалось, по сообщению сотрудников, он в срочном порядке отбыл в «Кайнар-Булак».

Елена, медицинский работник ТОО «Нур»: «Машины старые, постоянно ломаются. А на смену старым приходить никто не хочет — маршрут невыгодный… А водителям семьи кормить надо».

В 2011 году руководители дачных кооперативов обратились с письмом к городскому акиму. Вскоре на дачах появились небольшие автобусы. Но радость дачных пассажиров длилась недолго — так же неожиданно, без объяснения причин автобусы исчезли. Бороздить просторы «Кайнар-Булака» остались микроавтобусы, о наполняемости которых на дачах слагают легенды.

Сегодня руководство кооперативов «Кайнар-Булака» готовит письма городскому и областному акимам. Дачники все же решились заявить высокому начальству о своих правах на комфортный проезд в общественном транспорте — они такие же шымкентцы, как и все остальные.

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=sv_aCSrxLSM[/youtube]