На собрании транспортники озвучили главные проблемы. По словам владельцев автопарков, купить новые автобусы они не в состоянии. Не хватает денег. Оказалось, даже выросший до 50 тенге проезд не способен избавить шымкентцев от транспортной проблемы.
Вот уже несколько месяцев ни горожане, ни акимат, ни сами перевозчики не могут прийти к единому мнению. Недавно, невзирая на недовольство шымкентцев, стоимость проезда повысилась на 15 тенге. Тогда владельцы автопарков обещали закупить новые автобусы. Но теперь перевозчики заявили, что 50 тенге за проезд — это очень мало. Поэтому нового общественного транспорта шымкентцам не видать.
Амангельды Сабденов, перевозчик: «Вот все кричат, что мы подняли тариф, надо теперь закупить новые автобусы. А откуда деньги? В Алматы проезд 80 тенге, говорят, скоро будет 120, а у нас самый низкий — 50 тенге. Почему так? Какая разница между Алматы и Шымкентом?»
Сделав такие заявления, перевозчики предложили работу общественного транспорта после 8 вечера поставить на коммерческие рельсы и еще поднять оплату за проезд: мол, если горожане хотят ездить на автобусах до 11 часов вечера, пусть раскошеливаются. Председатель транспортного объединения «Южавтотранс» Дархан Каюпов выдвинул предложение: работу общественного транспорта после 20.00 поставить на коммерческие рельсы и еще поднять оплату за проезд. Мотивируя тем, что вечером пассажиров мало, а ездить по городу с пустым салоном водителям невыгодно. Особенно затруднительно им отвозить трех-четырех пассажиров в отдаленные микрорайоны, такие как «Кайтпас», «Бозарык», «Зеленая балка»… Присутствующие на собрании владельцы автопарков при одном упоминании «коммерческие автобусы» бурно поддержали предложение. Перевозчики были настроены серьезно. Как мы потом выяснили, транспортники города от слов перешли к делу. Руководитель отдела транспорта и коммуникаций ЖКХ Куатжан Жуматаев рассказал журналистам, что запрос о повышении вечернего тарифа был отправлен в Астану, и теперь перевозчики ждут утверждения. В этом случае шымкентцам, у которых нет личного транспорта, хорошей зарплаты или счетов в банке, а таких, замечу, большинство, придется передвигаться на своих двоих. Конечно, можно разглядеть в этом и плюсы: подорожание вечернего проезда станет хорошей мотивацией пораньше возвращаться домой после работы. И даже ночная пешая прогулка была бы в кайф, если не учитывать тот фактор, что ночью Шымкент совсем не безопасен. В случае, если повысится вечерний тариф на проезд, перевозчики не выиграют. Ведь они делают ставку на жителей отдаленных микрорайонов: куда они денутся вечером, все равно заплатят 100 тенге и сядут в автобус. Не тут-то было. От остановки «Карла Маркса» до микрорайонов «Кайтпас», «Бозарык» ездят такси за те же 100 тенге. Как показал опрос, шымкентцы получасовой «тряске» в общественном транспорте предпочтут быструю езду на легковушке. Как ни странно, сами водители против нововведения. До 11 часов ночи работать они не хотят.
Жалобы перевозчиков на этом не закончились. Речь зашла о культуре вождения. Оказалось, грубость и наглость со стороны водителей и кондукторов порой бывают уместны: за копейки, которые платят пассажиры, бескультурье в автобусах можно и потерпеть. Транспортники пожаловались, что за время новых тарифов на проезд они смогли лишь отремонтировать старый транспорт и заменить некоторые запчасти. А о новых качественных автобусах не может быть и речи. На собрании владельцы автопарков с мольбой в голосе обратились к руководству города и области помочь им с субсидиями. Без этого в Шымкенте проблема общественного транспорта так и не решится, заявляют перевозчики.
Каким образом решится судьба вечернего проезда, в пользу горожан или владельцев автопарков — пока еще неизвестно. Очевидно одно: если проезд после 8 вечера все же подорожает, многим горожанам придется ходить пешком.
[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=50GxUuW3Ckc[/youtube]