ОБЫСК – В ОСОБЫХ СЛУЧАЯХ
Нередко посетители магазинов сталкиваются с требованием администрации сдать сумку при входе либо открыть и показать ее содержимое при входе или выходе.
НАСКОЛЬКО ЗАКОННЫ ТАКИЕ ТРЕБОВАНИЯ?
Елена Владимировна зашла вечерком в супермаркет купить хлеба, но дорогу в торговый зал женщине преградил охранник, потребовав оставить сумку на хранение в одном из предусмотренных для этой цели шкафов. Елена Владимировна пробовала было возразить – в дамской сумочке сотовый, кошелек и очки – все, что может пригодиться в торговом зале. В ответ охранник потребовал вывернуть содержимое сумочки. После инцидента женщина решила в этот магазин больше не ходить.
Это не единственная неприятность, с которой может столкнуться покупатель. С нас могут потребовать: предъявить при входе товары, приобретенные в других местах; предъявить сумки к осмотру при выходе; выложить содержимое сумки и карманов; предъявить на проверку соответствия выбитого чека и количества товара, выносимого из магазина. Как правило, предприниматели мотивируют свои действия борьбой с хищениями товара, обеспечением безопасности. Бывает, что мы с этим соглашаемся. Но обыск и досмотр личных вещей граждан допускаются только в случаях, предусмотренных законом. Рассмотрим основные статьи, в которых об этом говорится прямо.
В статье 16 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях говорится: «Никто не может быть подвергнут личному досмотру и досмотру находящихся при нем вещей иначе, как на основаниях и в порядке, установленных данным кодексом».
Согласно статье 626 КоАП РК личный досмотр и досмотр вещей производится лишь в отношении лица, совершившего административное правонарушение (например, мелкое хищение в магазине) с целью обнаружения орудий или предметов его совершения.
СДАВАТЬ ИЛИ НЕ СДАВАТЬ – ВОТ В ЧЕМ ВОПРОС
На входе в супермаркет вас убедительно попросили оставить вещи на хранение? Знайте, это требование предпринимателей противоречит принципу свободы договора, установленному статьей 380 Гражданского кодекса Республики Казахстан (Общая часть). Сдавая сумку на хранение, вы заключаете договор безвозмездного хранения вещей. Принуждать к заключению такого договора вас никто не вправе. Поэтому если вы не желаете добровольно сдавать вещи на хранение, вы имеете право этого не делать.
ЕСЛИ НЕ ПРОПУСКАЮТ БЕЗ ДОСМОТРА
Вы отказались сдавать вещи на хранение и тем самым отстояли свои права. Будьте готовы столкнуться с другой проблемой – вас просто не пропустят. Вам могут заявить – это, мол, частная территория, а так как вы не соблюдаете наши правила, будьте любезны покинуть наш магазин. Поэтому вам остается либо подчиниться требованиям сотрудников магазина, либо уйти, так ничего и не купив. Насколько правомерна такая позиция?
Дело в том, что обычно розничная торговля, выполнение работ или оказание услуг производятся на основании публичного договора. В соответствии со статьей 387 ГК публичный договор устанавливает обязанности предпринимателя по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг в отношении каждого, кто к нему обратился, и не вправе оказывать предпочтение одному покупателю перед другим, если такая возможность не предоставлена законом. Отказ от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары (работы, услуги) не допускается.
Кроме того, нелишним будет вспомнить и нормы Закона Республики Казахстан «О защите прав потребителей». Согласно статье 7 этого закона потребители имеют право на свободное заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг), а также на свободный выбор товара (работы, услуги). В статье 8 закона говорится: не допускается принуждение потребителя на заключение договоров на приобретение товаров (выполнение работ и оказание услуг). Согласно статье 28 закона продавец (изготовитель, исполнитель) обязан обеспечить потребителю свободный выбор товара (работы, услуги). Запрещается принуждать потребителя приобретать товар в ненужном ему количестве и (или) ассортименте. Установление каких-либо преимуществ, прямых или косвенных ограничений при выборе товара (работы, услуги) не допускается, за исключением случаев, прямо предусмотренных законами.
КОМУ МОЖНО ДОСМАТРИВАТЬ?
Но даже если вас, что называется, поймали с поличным, сотрудники магазина досматривать вас не имеют права. Досмотр могут производить сотрудники органов внутренних дел (полицейские) и ряда других правоохранительных органов, которые произвели задержание правонарушителя. Перечень таких лиц четко ограничен законом, например, статьей 620 КоАП, статьей 230 УПК, статьей 6 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
Охрану в организациях торговли и обслуживания, на территориях частных компаний чаще всего осуществляют сотрудники частных охранных фирм. Охранная деятельность в соответствии со статьями 1 и 3 Закона Республики Казахстан «Об охранной деятельности» включает в себя:
защиту жизни и здоровья физических лиц от преступных и иных противоправных посягательств;
защиту имущества физических и юридических лиц от противоправных посягательств.
Иных полномочий охранникам законом не предоставлено. Более того, в статье 4 данного закона указано, что охранная деятельность не должна нарушать прав и свобод третьих лиц.
А это значит, ни охранник, ни другие работники магазина не имеют права устраивать досмотр личных вещей посетителей. Они могут лишь попросить вас показать содержимое сумок или карманов. Но выполнять данную просьбу или нет – решать вам. Даже если вас якобы уличили в воровстве, а также если имеются веские показания (сигнал охранной магнитной рамки о проносе товара или видеозапись кражи товара), вас имеют право задержать до приезда сотрудников полиции, которые и могут делать досмотр с соблюдением описанных выше правил.
КОМУ ПОЖАЛОВАТЬСЯ?
Тут уж все зависит от того, кто именно вас обидел. Незаконные действия сотрудников охранных фирм или подразделений могут быть обжалованы в территориальные управления специализированной службы охраны (это подразделения департаментов внутренних дел). За существенные или систематические нарушения они могут быть лишены лицензии.
Отстаивать права, нарушенные администрацией и работниками магазина или другого предприятия, придется путем предъявления иска в суд.
К слову, сделать это можно как самостоятельно, так и с помощью общества по защите прав потребителей. Для этого достаточно обратиться в эту организацию с заявлением.
Справка
В Шымкенте общество по защите прав потребителей расположено в здании ТК «Азия», что на пересечении улиц Казыбек би и Г. Орманова. Телефон для справок – 27-11-08.
Саида ТУРСУМЕТОВА