Тысячи семей сегодня проснулись горожанами. Население Шымкента выросло на 120 тысяч человек.
Теперь арка у въезда в село Сайрам означает въезд в новый шымкентский микрорайон, правда вчерашние пока еще сайрамцы, но сегодняшние шымкентцы к такому повороту дел оказались не готовы.
Сайдахмат Мирахмедов — пенсионер. Он всю свою жизнь прожил в Сайраме. Сегодня у его внука-второклассника открытый урок. мужчина больше всего переживает за молодежь — знания они получают неплохие, но устроиться на работу в родном селе практически невозможно.
«Я против присоединения. У города масса своих социальных проблем – куда ему еще и наши? Здесь ни работы для молодежи нет. Разве только в школе или в больнице. Да и в городе я не думаю, что лучше», — говорит Сайдахмат Мирахмедов.
Гульбахар Алиеву беспокоит оформление документов, которое неминуемо последует вслед за изменением статуса села: «Я против такого решения. Жили мы сами по себе – кому от этого плохо? У нас сейчас, чтобы какой-нибудь документ получить приходится по два-три часа в очереди стоять. А после присоединения что будет? Придется сутками под дверями разных кабинетов простаивать? Я не хочу»
Ирисали Махкамбоев со статусов горожанина нехотя, но смирился. Правда, от имени всех сайрамцев просит власть имущих только об одном — сохранить историческое наследие.
«У нас ведь не спрашивали. А что я могу сказать, если так решили? Пусть хотя бы название нам оставят. Сайрам должен оставаться Сайрамом, потому что оно идет из древности. Здесь столько памятников. Паломники со всех концов Казахстана и Узбекистана приезжают… Эх», — вздохнул мужчина.
Между тем, в Шымкенте народные избранники тоже были не очень-то и рады объединению. А потому обсуждение вылилось в настоящие споры о нелегкой доле города-милионника. Ведь помимо вопросов финансирования, отдельных депутатов волнует рейтинг города — присоединение такого количества населения со своими нерешенными проблемами может повлечь понижение всех показателей.
«В районах для этих населенных пунктов выделялись суммы из бюджета на решение социально-бытовых проблем. Каким образом будет передаваться финансирование? Или же шымкенту придется что=-то выделять на развитие этих 36 населенных пунктов. Не получится ли тогда, что мы по всем показателям окажемся в аутсайдерах?» — спрашивал депутат маслихата г. Шымкент Нургазы Бухарбаев.
Впрочем, руководство Шымкента особых проблем в этом вопросе не видит. Говорят, механизм отработан и все суммы будут автоматически переведены в бюджет города. Остается пока открытым и вопрос с депутатами раймаслихатов — останутся ли они у себя в районе или войдут в состав гормаслихата. От дебатов перешли к голосованию и единогласно решили одобрить присоединение 36 населенных пунктов Сайрамского,Толебийского и Ордабасинского районов к областному центру. Правда с названием новых микрорайонов только предстоит определиться.
«Пока говорить о каком-либо переименовании преждевременно. Сейчас необходимо провести все необходимые процедуры по присоединению этих территорий к городу. Пока мы не можем даже сказать – микроррайоны это будут или просто населенные пункты», — поясняет архитектор города Нурлан Архабаев.
И не смотря на огромное количество вопросов, депутаты отмечают — увеличение границ Шымкента — историческое событие для областного центра и присоединенных к нему населенных пунктов. Только как быстро новые шымкентцы ощутят свой изменившийся статус, покажет время. К слову, к нам в редакцию обратились жители микрорайона Бозарык с единственной просьбой – помочь им стать горожанами реально, а не формально.
«…В вечернее время напряжение тока сильно падает. Бытовой мусор не вывозится. Очень много стихийных свалок мусора. В поселке кроме маленького медпункта, школы, частных магазинчиков ничего нет. Пассажирские автобусы маленькие. В утреннее и вечернее время они идут переполненные. Мы живем в городской черте и хотим жить в соответствующих условиях», — просят жители поселка, присоединенного к городу всего пару лет назад.
Не окажется ли так, что завтра с похожими криками души акимат Шымкента забросают 120 тысяч заявлений от вчерашних сельских жителей, ставших в одночасье горожанами?