Южане вновь удивили всю республику. На этот раз серией коррупционных задержаний. Обидно, очень. Причем сразу по трем причинам. Во-первых, что это произошло у нас. Во-вторых, за сам факт правонарушения. В-третьих, что фигурируют особы женского пола. В этих историях есть единственный плюс – наконец-то оглашена, пусть косвенно, тарифная сетка должностей в Южном Казахстане. Как говорится, имеем право знать.
Один из современных мифов гласит, что, мол, женская половина человечества менее склонна к коррупционным проявлениям. Увы, здесь мы на равных. Провалившийся не так давно эксперимент с женщинами-гаишницами, «заряжавшими» мзду автомобилистам-нарушителям правил дорожного движения, – яркое тому подтверждение. Вот вам свежие апрельские примеры.
Первый. Сотрудниками департамента по борьбе с экономической и коррупционной преступностью по Южно-Казахстанской области задержана по подозрению в мошенничестве С., главный специалист отдела кадровой службы акимата города Шымкента. Об этом сообщила пресс-служба ведомства. Спросите, откуда взялось слово «мошенничество»? А оттуда, что эта государственная служащая шымкентского горакимата не имела полномочий по назначению и освобождению от должностей сотрудников какого бы то ни было областного управления.
Эта гражданка С. была уполномочена на выполнение совсем иных государственных функций. И тем не менее 8 апреля 2013 года она мошенническим путем под преступным предлогом назначения гр-на И. на должность заместителя начальника управления предпринимательства и торговли ЮКО завладела деньгами последнего в размере 50 тысяч долларов США. 9 апреля было возбуждено уголовное дело по факту покушения на совершение мошенничества (ст. 28, ч. 3-177, ч. 4, п. «б» УК РК). Вот и не верь после этого, что понедельник – день тяжелый.
Второй пример. В Ордабасинском районе по подозрению в получении взятки в размере 300 тысяч тенге финполовцами задержана главный врач поликлиники Д. Эту сумму медик затребовала с местной жительницы за трудоустройство в качестве технического персонала учреждения. 3 апреля этого года в отношении Д. возбуждено уголовное дело по факту получения взятки (ст. 311, ч. 1 УК РК). Обвиняемая была задержана, в отношении нее избрана такая мера пресечения, как «домашний арест».
Пример третий. По подозрению в получении взятки в размере 150 тысяч тенге от женщины, желающей трудоустроиться школьной техничкой, сотрудниками финпола задержана Б., директор ГУ «Начальная школа №372 города Арысь». 3 апреля в отношении Б. возбуждено уголовное дело по статье 311, части 1 УК РК («Получение взятки»). «Подозреваемая задержана, иная информация в интересах следствия не разглашается», – говорится в сообщении пресс-службы финансовой полиции.
Шымкент, Ордабасы, Арысь… Какой повсеместный голод на специалистов! Настолько сильный, что он превратился в кадровый бизнес. Если в первом случае задержанная явно лишь посредник, фигурантки двух других случаев действовали по собственной инициативе, так сказать, «из любви к искусству».
…В разговорах в кругу друзей, коллег мы нередко затрагиваем тему коррупции, взяток, подношений. Почти всем из нас в определенное время приходилось обращаться к этому универсальному способу решения проблем. Одни к этому явлению относятся с оправданием, снисходительно, мол, что поделаешь, так принято, «не подмажешь – не поедешь»; других коррупция, вымогательство, проявляемые в особо наглой форме, просто бесят, выводят из себя. И почти каждый приводит свои рецепты того, как победить мздоимство. Я заметила, что чаще всего в предложенных вариантах звучит имя сингапурского политика, первого премьер-министра Республики Сингапур Ли Куан Ю. Он был одним из создателей сингапурского «экономического чуда». Этот человек смог за одно поколение так трансформировать страну, что Сингапур из государства с самым высоким в мире уровнем коррупции искоренил ее начисто.
Ли Куан Ю в ответ на вопрос «Как вы победили коррупцию?» отвечал: «Повесь десять процентов жуликов, остальные перестанут воровать». Причем это правило распространялось на его родственников и друзей…
В 2010-2012 годах взятки за трудоустройство стали поводом для возбуждения двадцати одного уголовного дела, сообщила газета «Экспресс К». В нашем регионе в том числе. Газета вспомнила про директора шымкентского отдела занятости и соцпрограмм Габдуллина, продавшего кресло инспектора отдела за тысячу долларов. Он получил два года условно. К году условно был приговорен начальник районного отдела связи АО «Казпочта» Ордабасинского района Карсыбаев. Его «хлопнули» при получении гонорара в 100 тысяч тенге от некой гражданки за место заведующей почтой поселка Ынталы. На пару лет за решетку отправился аким сельского округа Алимтау Сарыагашского района Бабатаев. Он собирался уволить охранника, но тот откупился 24 тысячами тенге. В этом же числе шесть подобных случаев, связанных со сферой образования.
Раз люди дают взятки за должность, то предполагается, что они, получив должностное кресло, швабру (!), «отобьют» отданные ими деньги? Чиновник, ясное дело, будет брать откаты, мзду с подчиненных, прижмет предпринимателей, зависимых от него. А откуда взялись 300 тысяч за место уборщицы? Вот что удивительно! На одном из сайтов прочла любопытные комментарии: «Интересно, ставка учительниц какая?» и другой: «Директора школ одни из богатых людей нашего общества. В школе 200 сотрудников, с каждого по штуке, итого – считайте сами». И наконец самые проникновенные предположения: «Дело-то не в размере зарплаты технички-уборщицы. Просто такая вакансия позволяет встать в очередь на соцжилье. Отсюда и взятка за трудоустройство». И еще: «Вот вам и ответ на вопрос, почему молодые спецы не идут в село с дипломами – молодежь хочет идти работать к себе в село, но их вышеназванные горе-руководители не берут. Зачем им умные чужаки, когда есть свои покладистые недоучки»…
Чужие ошибки никому не впрок. Торговцев должностями у нас меньше не становится. Пока выходит так: учатся на своих ошибках, на чужих поднимаются по карьерной лестнице.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА