Чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется
Приближается священный и самый значимый праздник мусульман – Курбан айт
Приближается священный и самый значимый праздник мусульман – Курбан айт

Приближается священный и самый значимый праздник мусульман – Курбан айт. В этом году он выпадает на 15 октября и по традиции отмечается три дня.

Курбан – в переводе с арабского означает «приближение». То есть своими делами, мыслями, помыслами мы очищаем сердца и становимся ближе к Всевышнему. Если же говорить о «курбане» с учетом значения терминов шариата, то это «принесение животного в жертву как знак своего поклонения богу».

Этот праздник отражает, пожалуй, одну из главных идей мусульманства – безграничную веру и поклонение Аллаху и заботу об окружающих. Это праздник, в который правоверные должны заботиться не только и не столько о себе, сколько об окружающих. «Настоящий мусульманин не тот, что желает добра лишь себе, а тот, что желает добра всем», «Если человек сыт, когда его сосед голодает, то он не один из нас», – говорится в хадисах пророка Мухаммеда. Он призывал всех мусульман быть заботливыми, добрыми, помогать обделенным.

На вопросы, связанные с традициями Курбан айта, РАБАТу ответил религиовед, заместитель имама Южно-Казахстанского представительства Духовного управления мусульман Казахстана Мухаметжан Естемиров.

– В чем гуманистический смысл жертвоприношения?
– Этим Всевышний показал: чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется, а животный мир – на покорной службе у людей, что подразумевает и использование его по назначению, и опеку, и охрану окружающей среды.

Чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется
Чтобы стать ближе к Богу, людская жертва не требуется

– В чем состоит обязанность верующего в этот праздник?
– В том, чтобы найти в своей сущности (просторной, местами темной и непроглядной) клад под названием «набожность», а это значит сторониться явно запретного (спиртное, прелюбодеяние, ложь, клевета) и выполнять обязательное в меру сил и возможностей (постоянство в благом, помощь слабым, молитва, пост, закят). Это сокровище, если найдем его в себе, серьезно обогатит нас, поможет гармонично и счастливо жить, особенно в периоды потрясений и невзгод.
– Ответьте, на ком лежит обязанность произвести заклание в праздник Курбан-байрам?
– Чтобы совершить заклание, должны быть соблюдены 4 условия:
человек должен быть мусульманином;
— он должен быть психически здоров и совершеннолетний;
— он не должен быть во время Курбан айта в пути;
— у него имеются средства для себя и своей семьи на три праздничных дня, и помимо этого у него остается сумма, на которую можно приобрести жертвенное животное, тот приобретает его и приносит в жертву.
– Если у человека есть намерение принести жертву, но нет средств?
– Мусульманин достигает желаемого путем обращения к Всевышнему с молитвой. «Дела каждого буду оценены по его помыслам и намерениям», «Намерения смиренного будут услышаны», – говорится в хадисах, призывающих людей к чистоте помыслов. Поэтому мусульманин, изъявивший намерение, должен сказать: «Господь мой, я принесу жертву, как только у меня появится возможность». В этом случае само намерение будет принято как жертвоприношение.
– Каким должно быть жертвенное животное?
– Мнение богословов едино в том, что жертвенными животными могут быть верблюды, буйволы, быки или коровы, а также бараны, овцы и козы. Возраст: верблюды – пять лет и более; буйволы, быки и коровы – два года и более; бараны, овцы и козы в возрасте года и старше. Изъяны, наличие которых делает недопустимым принесение животного в жертву: слепота на один глаз или оба; излишняя худоба; хромота, при которой животное не может самостоятельно дойти до места принесения в жертву; отсутствие большей части глаза, уха или хвоста; отсутствие зубов. Изъяны, наличие которых допустимо: рога отсутствуют с рождения или частично сломаны; кастрированность. В Коране сказано: «Уразумейте! До Аллаха (до Бога) никогда не дойдет ни мясо жертвенного животного, ни его кровь, однако же доходит до Него набожность, исходящая от вас, а потому важно состояние души, настрой, а не то мясо, которое вы сами же и съедите. Подобным образом, как видите вы это воочию, оно, животное, предназначенное для заклания, подчинено вам, спокойно и смиренно перед происходящим, причем по обыкновению является для вас источником мяса, шкуры. И это в том числе ради того, чтобы вы, временами приостанавливаясь в своих нескончаемых заботах либо активизируясь в периоды безразличия, лени и ничегонеделания, взглянули вокруг, вдохнули полной грудью и возвеличили Творца за тот верный путь, по которому Он предоставил вам возможность идти.
В этом быстротечном потоке жизни, неуклонно приближающем вас к смерти, обрадуй благородных, кто является таковым в своих делах и поступках. Радостная весть им о счастье мирском и райской обители в вечности».
– Что делать со шкурой жертвенного животного?
– Продавать шкуру жертвенного животного запрещено. Пророк Мухаммед (да благословит его Всевышний и приветствует) предупреждал: «Кто продаст шкуру жертвенного животного, тому оно, жертвенное животное, не засчитывается как жертвенное». Шкуру можно кому-нибудь передать, подарить, например неимущим, можно оставить ее для личного пользования или поменять на другую вещь. Если же шкура все-таки будет продана, то вырученные деньги необходимо раздать в качестве милостыни. Не разрешается расплачиваться с мясником шкурой жертвенного животного. Имам ‘Али говорил: «Пророк Мухаммад приказывал мне раздавать мясо и шкуру жертвенного животного в качестве милостыни. И велел не давать мяснику, принесшему ее в жертву, какую-либо часть животного в качестве оплаты труда».
– Есть ли какие-то временные ограничения для обряда жертвоприношения?
– Время для его совершения наступает сразу по завершении праздничной молитвы, а завершается она незадолго до захода солнца третьего дня. Наилучшим является первый день. Совершение данного ритуала возможно в любое время суток. Если верующий приносит в жертву животное до того, как завершится самая ранняя праздничная молитва в одной из мечетей города, то оно не засчитывается как жертвенное, а приравнивается к обычному животному, зарезанному на мясо. В городе или селе, где нет мечети и праздничная молитва не совершается, время жертвоприношения начинается с появлением утренней зари.
– Следует ли повторно совершить праздничную молитву и жертвоприношение, если в какой-то местности ошиблись с определением дня и совершили все необходимое на день раньше положенного?
– Повторно молиться и совершать жертвоприношение не следует.
– Может ли человек совершить жертвоприношение позднее, если не успел это сделать в назначенные дни?
– Если верующий не успел приобрести барана и совершить жертвоприношение в отведенные для этого дни, при этом у него были необходимые материальные средства, то жертвоприношение он уже не совершает, но сможет раздать средства, равные стоимости животного бедным и неимущим, если желает получить Господне вознаграждение (саваб) от данного богоугодного деяния.
– Правда ли, что тот, кто собирается приносить в жертву барана, не должен стричь ногти и волосы, так ли это?
– Человеку, собирающемуся совершить жертвоприношение в дни праздника, желательно (сунна) не стричься и не подстригать ногти на протяжении десяти первых дней месяца Зуль-хиджа и до ритуала жертвоприношения. Это связано с проведением некой параллели с верующими, которые совершают паломничество в эти дни к священным местам Мекки и Медины и также не стригут ногти и волосы. Пророк Мухаммед говорил: «Если начался месяц Зуль-хиджа и кто-то из вас собирается совершить жертвоприношение, пусть не стрижет ногти свои и волосы». Стричь волосы и ногти в это время расценивается как нежелательное действие (макрух). Если для человека это создает определенные неудобства, например по роду его деятельности, то он, без сомнения, может уверенно бриться и стричься. Нежелательность аннулируется даже при незначительной необходимости.
– Если верующий дал обет пред Богом принести в жертву определенную корову или определенного барана в дни праздника жертвоприношения, однако до наступления срока животное умерло, считается ли хозяин погибшего животного должником пред Господом?
– Если животное умерло своей смертью, то его хозяин ничего не должен. Если же он сам его продал или зарезал на мясо, то обязан выполнить данный пред Богом обет, купив такое же по стоимости животное и принеся его в жертву в один из дней праздника жертвоприношения.
– На какое количество частей делится мясо жертвенного животного?
– Мясо жертвенного животного делится на три части: одна – неимущим, вторая – на раздачу соседям или угощение родственников и друзей, а третья остается дома для последующего употребления в пищу. Желательно, чтобы раздаваемое бедным и неимущим составило не менее трети от общего количества. Продавать мясо жертвенного животного категорически запрещено. Если человек желает, то может раздать все, кроме незначительной части, которую оставит себе и своей семье в качестве «табаррукя» (прошения благословения у Всевышнего).
– Могут ли несколько человек вместе принести одну жертву?
– Барана или козу в жертву приносит только один человек. Вместе можно приносить в жертву только верблюда, корову и прочий крупный рогатый скот. Если среди тех, кто намерен принести в жертву крупное животное, один присоединился с целью купить мясо, то эта жертва не будет защитана.
– Как в этом году будет праздноваться Курбан айт?
Во всех мечетях области 15 октября 2013 года в 8:10 утра начнется Курбан айт-намаз. В день праздника, а он у нас объявлен выходным, следует навестить родственников, старейшин рода. Хорошая традиция этого праздника – дарить подарки своим родным, близким, друзьям.

– Уважаемые мусульмане! Да исполнит Аллах все наши мечты, произнесенные в день великого Курбан айта! Амин!