В Абайском суде Шымкента вынесли приговор диспетчеру шымкентского аэродрома. Каната Акильбекова, обвиняемого в крушении военного самолета АН-72, приговорили к 6 годам лишения свободы, как того и добивался прокурор. Также решением суда Акильбеков не имеет права занимать определенные должности в течение трех лет после освобождения. С авиадиспетчера решено взыскать судебные издержки в сумме 892 тысячи тенге. Суд частично удовлетворил иск супруги погибшего пограничника Асуана Айтманбетова -судом было принято решение взыскать с осужденного 1 миллион тенге морального ущерба.
После оглашения приговора Каната Акильбекова задержали прямо в зале суда. Осужденный авиадиспетчер вину не признал и заявил, что будет добиваться освобождения. Приговор стал настоящим шоком и для родных авиадиспетчера. Они вновь заговорили о невиновности Каната Акильбекова. Отец диспетчера заявил, что его сына подставили.
Военный борт АН-72, на котором находилось практически все командование погранслужбы Казахстана, потерпел крушение в декабре 2012 года вблизи Шымкента. Все 27 человек, находящихся в самолете, погибли. Последним, кто разговаривал с экипажем, был авиадиспетчер Канат Акильбеков.
По версии следствия, Канат Акильбеков слишком долго продержал борт в небе на высоте 2150 метров, что привело к обледенению, а затем и к авиакатастрофе. В действиях авиадиспетчера нарушений не увидели его коллеги. По словам сотрудников «Казаэронавигации», где работал Канат Акильбеков, их показания, что диспетчер действовал по уставу, суд почему-то не учел.
Михаил Лужин, начальник службы обслуживания воздушного движения РГП «Казаэронавигация»: «В суде не прозвучало ни одного доказательства вины диспетчера Акильбекова… Есть заключение МАК (Межгосударственного авиационного комитета), эксперт которого принимал участие в оценке действий диспетчера, плюс была дана дополнительная оценка действий диспетчера, где абсолютно ясно сказано, что действия диспетчера не могли повлиять на катастрофу. Однако, данный анализ учтен не был.»
Последнее судебное слушание по факту крушения АН-72 должно было поставить все точки над i. Но вопросы — почему во время полета у такого мощного воздушного судна отказали автопилот и высотомер и почему командир борта передал управление самолетом своему помощнику — так и повисли в воздухе. Между тем, о нарушениях при посадке самолета АН-72 говорил и Генеральный прокурор страны Асхат Даулбаев.
Асхат Даулбаев, Генеральный прокурор РК: «На примере полета экипажа самолета АН-72 мы видим, что три прибора в полете показали свою неработоспособность. Были тяжелейшие метеоусловия, при которых заход на посадку и выполнение посадки было просто самоубийством. При этом экипаж принимает решение заходить на посадку, в первую очередь, командир. Более того он в таких сложнейших ситуациях, при неработающих приборах он не берет штурвал управления на себя… Второй пилот сажал самолет. И я скажу, что именно такая преступная небрежность и беспечность приводят к тому, что гибнут наши граждане…».
Напомним, что родные погибших пограничников и членов экипажа желали для Акильбекова более строгого наказания — 10 лет лишения свободы.
Осужденный авиадиспетчер Канат Акильбеков намерен подать апелляцию. Его родные заявили, что будут добиваться справедливости в высших инстанциях.