Кто виноват — водоканальщики или газовики?

556
Зачастую представители водоканала могут указать, где находится центральная водопроводная сеть, а ответвления от нее, идущие в дом к абонентам, указать не могут
Прокладка подземного газопровода подразумевает вскрытие дорожного плотна
Прокладка подземного газопровода подразумевает вскрытие дорожного плотна

Проложили новый асфальт – жди, когда начнут протягивать коммуникации. К сожалению, несмотря на все усилия и горакимата, и коммунальных служб, эта шымкентская примета не хочет покидать наши улицы. Но к первой примете добавилась и вторая. Прокладывают одни коммуникации – жди проблем с другими. Почему модернизация инженерных коммуникаций, обещающая исключительную пользу жителям, начинается с серьезных проблем?

КОГДА В ТОВАРИЩАХ СОГЛАСЬЯ НЕТ…

«У нас стали прокладывать подземный газопровод и порвали все водопроводные трубы. Надоело в летнюю жару сидеть без воды. Водоканал на наши заявления не реагирует, говорят: газовики порвали – пусть восстанавливают. Газовики восстанавливают, но попробуйте при температуре +48 градусов в тени посидеть без воды хотя бы час! Неужели не могут коммунальщики работать, не причиняя неудобств людям? Я уже не говорю про пыль, из-за которой окна открыть невозможно…».

Такого характера жалобы периодически раздаются как в редакциях СМИ, так и в конторах коммунальных служб. Чаще всего эти заявления приходится выслушивать сотрудникам «горячей линии» акимата Шымкента. Так как в данном случае речь шла о прокладке газопровода, РАБАТ поинтересовался у сотрудников ЮКПФ «КазТрансГаз Аймак», почему из-за прокладки газопровода страдает водопровод.

Главный инженер предприятия Серикхан Байзаков не скрывал, что при проведении работ по модернизации нередко возникают проблемы именно с водопроводными сетями. Но всему есть логическое объяснение.

– Серикхан Уакасович, очень часто можно услышать заявления от граждан, что они против модернизации. На ваш взгляд, с чем это связано?

– По поручению главы государства была разработана специальная программа по модернизации газовых систем, которая направлена на улучшение качества жизни населения. Так как старая трехступенчатая система подачи газа себя изжила, мы переходим на современную, двухступенчатую. То есть по старой системе газ низкого давления поступал на ШРП, а оттуда распределялся по 300-400 домам. И те, кто находился в конце ветки, испытывали определенный дефицит. Сейчас же прямо к дому абонента подходит газ среднего давления, а из ШРП, что устанавливается рядом с домом абонента, газ низкого давления поступает непосредственно в дом. Поэтому-то давление газа, поступающего абоненту, стабильное. Но прокладка подземного газопровода подразумевает вскрытие дорожного плотна. Что само по себе причиняет определенные временные неудобства потребителям. Мы это понимаем и приносим свои извинения. К сожалению, другого способа замены изношенных, прогнивших стальных труб на современные, пластиковые, с высоким сроком службы нет. Да и модернизацию мы проводим, не отключая газ у абонентов. Поэтому неудивительно, что они говорят – нам это не нужно, ведь они и так газ получают. Отсюда и недовольство как со стороны жителей, так и со стороны местной исполнительной власти. Ведь по программе благоустройства они асфальтируют улицы, а тут мы… со своей модернизацией.

– Думаю, что многих поражает эта несогласованность действий. Неужели нельзя составить какой-то график работ, чтобы заасфальтированные улицы не разрывали коммунальные службы?

– Да, были такие проблемы, потому что у акимата свой план, связанный со сроками освоения выделенных бюджетных средств на ремонт дорог. У нас – свой. Но сейчас мы наконец пришли к единому знаменателю. И теперь улицы асфальтируются только после того, как мы провели модернизацию.

– Но есть еще один момент. Люди жалуются, что из-за модернизации газопровода они вынуждены сидеть без воды. На ваш взгляд, с чем это связано? Неужели нельзя взять у того же водоканала согласование или проект, на который были бы нанесены все сети?

– Вы говорите о планшете. Сейчас я хотел бы пояснить, как призводятся работы по модернизации. Понятно, что они начинаются с земляных работ. Так вот, прежде чем приступить к земляным работам, мы обращаемся с письмом к главе города с просьбой разрешить проведение земляных работ на таком-то участке. Глава города передает наше обращение на исполнение своему заместителю, ответственному за коммунальные вопросы. Только после получения соответствующего разрешения мы выходим с телефонограммами ко всем службам, у которых проходят коммуникации на данном участке. Это и водоканал, и телефония, и ТЭЦ. В своих телефонограммах мы просим эти компании прислать своего представителя на данный участок такого-то числа к такому-то времени в связи с тем, что будем проводить земляные работы. Уже на месте мы проводим совещание в присутствии всех заинтересованных лиц. Они расписываются в нашем журнале производственных работ. Это означает, что представитель того же водоканала детально разъяснил, где, какого диаметра трубы у них проходят. Только после этого наши подрядчики приступают к выполнению работ. Но проблема в другом. Зачастую представители водоканала могут указать, где находится центральная водопроводная сеть, а ответвления от нее, идущие в дом к абонентам, указать не могут. Естественно, мы не прокладываем газ поверх центрального водопровода. Мы проходим правее или левее от него. Там, где проходят эти самые ответвления. Но наши подрядчики стараются своевременно ремонтировать порывы водопроводных сетей.

Зачастую представители водоканала могут указать, где находится центральная водопроводная сеть, а ответвления от нее, идущие в дом к абонентам, указать не могут
Зачастую представители водоканала могут указать, где находится центральная водопроводная сеть, а ответвления от нее, идущие в дом к абонентам, указать не могут

– На ваш взгляд, можно ли как-то решить эту проблему и прокладывать газопровод, не причиняя вреда водопроводу?

– Можно. Главное, чтобы в момент проведения земельных работ специалист водоканала мог детально указать, где и какие трубы у них находятся. К слову, эта проблема характерна не только для Шымкента. Сейчас с этим сталкиваются везде. Да и мы нередко страдаем из-за порывов нашего газопровода подрядчиками водоканала. А газ, сами понимаете, очень опасное дело.

– Немало недовольных и качеством асфальта, который прокладывают после модернизации. Он весь проваливается…

– И это тоже можно понять. По программе модернизации мы заменяем старые, отработавшие все сроки, металлические трубы на пластиковые. И сколько бы ни уплотняли грунт, которым мы закрываем газопровод, после осадков он все равно просядет. Но наши подрядчики будут весь просевший асфальт ремонтировать. Более того, согласно обязательству, которое наша компания приняла на себя, мы в течение трех лет будем обслуживать все улицы, на которых провели модернизацию. То есть, если дорога просела, она обязательно будет приводиться в порядок.

– Один из вопросов, который задают жители: могут ли они отказаться от модернизации?

– Могут. Для этого им необходимо принести нотариально заверенное (с подписями всех жителей улицы) заявление в наш филиал. Но в этом случае мы не гарантируем таким абонентам подачу газа.

– Представим ситуацию: сначала жители отказались, а потом, что называется, «созрели». Как им поступить в этом случае?

– На сегодняшний день, согласно программе модернизации, все работы проводятся за счет инвестпрограммы предприятия. Те потребители, которые сначала отказались, а после решились на модернизацию, впоследствии будут менять газопровод за свой счет. Для этого им нужно будет обратиться к нам с заявлением. Здесь будет разработана проектно-сметная документация, в ходе тендера определен подрядчик, который и приступит к работам.

ЕСЛИ БЫ…

Вопрос отсутствия согласованности между коммунальными службами мы адресовали и представителям ТОО «Водные ресурсы-Маркетинг». Оказывается, за все ответвления от центральной водопроводной сети ответственность несут… сами абоненты.

Как пояснил заместитель начальника производственно-технического отдела предприятия Нурсеит Туребаев, ответственность предприятия распространяется лишь до распределительного ящика, все остальное – ответственность абонентов: «Они и отвечают за техническое состояние сетей, включая ремонт».

В свою очередь, главный специалист отдела Темирхан Абдешбеков поддержал своего молодого коллегу, а также добавил: «Думаю, таких проблем с порывами водопровода не было бы, если б начальники участка, выезжая на согласования, привозили с собой проект каждой улицы. Здесь уже наглядно можно увидеть, где, какой длины, какого диаметра трубы на каждом ответвлении от основного водопровода».

И специалисты водоканала и газового хозяйства, и акимата Шымкента едины во мнении, что модернизация – благо, которое позволит абонентам пользоваться коммунальными услугами бесперебойно и в полном объеме.

Мне же подумалось: не мешало бы коммунальщикам брать копии схем каждой улицы (плана или планшета, если хотите), чтобы при прокладке своих сетей не наносить вреда другим.

Саида ТУРСУМЕТОВА

Реклама