Сколько споров о вреде или пользе гаджетов* возникает сегодня! Впрочем, человек всегда и все подвергал сомнению, и подобные противостояния были всегда: быть или не быть?.. есть или не есть?.. жить или не жить?.. То же самое сейчас происходит и с новинками технологий. Сколько людей – столько и мнений.
НАЗАД, В КАМЕННЫЙ ВЕК?
Способность мыслить, если верить теории Дарвина, помогла обезьяне стать человеком (правда, здесь меня еще со школы мучил вопрос: а все ли эволюционировали). А такой человеческий порок, как лень, помогает двигать прогресс все дальше и дальше. Теперь уже поговаривают о том, что в ближайшее время вместо людей по улицам будут расхаживать киборги! Что ж, вполне может быть. Наука теперь развивается так быстро, что просто не успеваешь отслеживать все новинки. Наши мамы и папы с трудом могут разобраться в предлагаемых на рынке гаджетах. Да что там, я себя чувствую полным «чайником», когда начинаю об этом разговаривать с детьми. Моя десятилетняя дочь на «ты» со всякими навороченными штучками. И ей не надо, как мне, тратить неопределенное количество времени, чтобы во всем разобраться: достаточно 30 минут. Проверено!
Вот так начинаешь чувствовать себя ребенком по сравнению с современными детьми и их панибратским отношением к технике. И это здорово! Ну кто сейчас откажется от сотовой связи? Это удобно. А Интернет? Великолепная возможность быстро находить информацию и обучаться, связываться со знакомыми и родственниками в любой точке мира. Да и еще много чего полезного. Кажется, настойчиво противостоять этому могут лишь фанатики старых нравов. Что им сказать? Добро пожаловать в каменный век!
ХЛОПОК, ЖЖЕНИЕ И …ПРОЩАЙ, IPHONE!
Но справедливости ради стоит обратить внимание на некоторые высказывания, звучащие не в пользу прогресса. Тем более что они имеют место быть. С каждым днем растет число пострадавших от вышедшего из строя электромагнита в мобильнике. Участились случаи, когда телефон взрывается в кармане пользователя. Напомним, громкий скандал разразился минувшей весной, когда первоклассница из Астаны получила ожоги из-за того, что у нее в кармане взорвался сотовый телефон. А в 2010 году подобный случай произошел с преподавателем одной из школ Алматы.
А вот еще одна интересная история. В средней школе города Кеннебанк (штат Мэн, США) случилось неприятное происшествие. Буквально в самом начале урока у восьмиклассницы загорелся iPhone, который находился в заднем кармане брюк. Сразу после того, как она уселась на свое место в классе, послышался хлопок, и девочка ощутила сильное жжение. Она, естественно, запаниковала, рванула в угол комнаты, быстро стащила брюки и начала кататься по полу, пытаясь сбить пламя и решив, что она загорелась. В это время из кармана вывалился тлеющий и дымящийся iPhone. Причем, по заверениям очевидцев, дыма было так много, что пришлось открывать окна и проветривать помещение. Преподаватель вывела мальчиков из класса и оказала ученице первую медицинскую помощь.
Буквально на днях на сайте altyn-orda.kz эксперты предупредили казахстанцев об опасности смартфонов. Казахстанские специалисты рассказали, почему взрываются сотовые телефоны и как нужно ими правильно пользоваться. Одна из главных причин в том, что многие телефонные батарейки производятся в Китае. Когда такая некачественная сотка долго стоит на зарядке, она набирает лишние электромагниты, батарейка нагревается, после чего вообще перестает нормально работать. И если такое повторяется часто, это приводит к поломке телефона и он взрывается. Кроме того, эксперты сайта рекомендуют казахстанцам не держать на зарядке свой гаджет более четырех часов.
О ЧУВСТВЕ МЕРЫ ЗАМОЛВИМ СЛОВО
Для некоторых гаджеты становятся предметом некоего идолопоклонства, постоянной гонкой за обновленными версиями – «больше гаджетов хороших и новых!» Со временем появляется зависимость от количества набранных лайков, сердечек или статусов своих собственных и друзей. Пожалуй, все читали на своей странице прямо-таки крик души: «Мне нужна лопата!» или «Строительные материалы!». Я первое время не могла понять, что происходит, почему вдруг всем понадобился садовый инвентарь и кирпичи, пока мои дети мне не объяснили, что это игра такая – «Ферма». А я-то уж грешным делом решила, что где-то идет грандиозное строительство с привлечением большого количества людей, вот всем материалов-то и не хватает. Нет, все оказалось гораздо проще: подсели пользователи на эту игру. А там (заглянула я в нее) ходят какие-то страшные зомби, и для них надо постоянно что-то строить, сажать, копать… Еще им можно то ли голову поменять, то ли мозг «нарастить»… Не помню, но что-то вроде того.
Короче говоря, попадаем мы в зависимость от ноутбуков, компьютеров, телефонов. Особенно дети.
СПРАВКА
К гаджетам* относят любые цифровые аппараты, размеры которых позволяют подсоединить их к персональному компьютеру, смартфону или надеть на руку. Гаджеты компактны и предназначены для выполнения конкретных, узкоспециальных задач. Отличительной особенностью гаджетов является то, что они являются новинкой, то есть необычным, креативным решением определенных задач по сравнению с имеющимися стандартными технологиями.
Так какие же последствия от постоянного и длительного «общения» с гаджетами могут быть, мы узнали у Раушан Касымкуловой, руководителя отдела санитарно-гигиенического надзора за детскими дошкольными и образовательными объектами департамента по защите прав потребителей ЮКО. Оказывается, наши дети постоянно находятся под наблюдением «зоркого глаза» специалистов.
Все компьютерные классы проверяются лабораторно-инструментальным методом на уровне электромагнитного поля. Так, в 2014 году было проведено 4619 замеров ЭМП, из них несоответствие — у 311. По выявленным нарушениям наложено 27 штрафов, выданы 14 предписаний по снижению негативного воздействия компьютеров на здоровье учащихся и студентов.
Если ребенок целый день сидит в Интернете или играет в компьютерные игры, то, во-первых, это отражается на зрении. Специалисты отмечают, что в раннем возрасте у детей зрение садится очень быстро, буквально в течение шести месяцев. А вот восстановлению поддается не всегда.
Еще один минус – малоподвижный образ жизни. Дети, которые постоянно играют в планшетный компьютер или ноутбук, практически не двигаются да и сидят со своими любимыми гаджетами, зачастую сутулясь. Все это провоцирует искривление позвоночника и проблемы с осанкой. Кстати, давать детям играть в гаджеты перед сном не рекомендуется, так как ребенок может перевозбудиться и от этого плохо спать или не заснуть вовсе.
Делая вывод из всего вышесказанного, отметим, что вовсе не обязательно запрещать своим детям пользоваться современными устройствами. Мы ведь с вами все-таки современные люди и живем в век высоких технологий. Главное, чтобы родители помнили, что никакой супернавороченный гаджет не заменит ребенку теплоту, ласку, внимание и любовь родителей.
Татьяна БУРДЕЛЬ
ЭТО ИНТЕРЕСНО
Согласно санитарным правилам, непрерывная длительность занятий в дошкольных организациях и школах непосредственно с вычислительной техникой, персональными компьютерами, планшетными персональными компьютерами и ноутбуками в течение учебного часа должна быть:
- в дошкольных организациях и 1 классах – не более 15 минут;
- во 2-3 классах – не более 20 минут;
- в 4-5 классах – не более 25 минут;
- в 6-8 классах – не более 30 минут;
- в 9-11 (12) классах – не более 35 минут.
В период производственной практики для учащихся общеобразовательных организаций старше 16 лет непосредственное время работы на ВТ, ПК не более трех часов, для учащихся моложе 16 лет – не более двух часов, с обязательным соблюдением режима работы. Кроме того, обязательны профилактические мероприятия. Упражнения для глаз через 20-25 минут и физкультурная пауза через 45 минут во время перерыва.