На вопросы шымкентских водителей отвечает специалист

426
Директор южноказахстанского филиала общественного объединения «Общество содействия автовладельцам» (ОО ОСА) Денис Шевченко
Директор южноказахстанского филиала общественного объединения «Общество содействия автовладельцам» (ОО ОСА) Денис Шевченко

Что делать, если остановил дорожный полицейский? Можно ли доказать, что ты правонарушения не совершал и когда лучше пройти медосмотр? Ответы на эти и другие вопросы получили водители пообщавшиеся с директором южноказахстанского филиала общественного объединения «Общество содействия автовладельцам» (ОО ОСА) Денисом Шевченко.

– Денис Анатольевич, мне 65 лет. Говорят, по новому закону, мы обязаны чаще проходить медосмотр. А сколько времени у меня есть, чтобы его пройти?

– Так как закон вступил в законную силу 20 октября текущего года, у вас есть 2 года, чтобы пройти обследование. По закону, водители, достигшие 65 лет, обязаны проходить медосмотр раз в два года.

– Допустим ситуацию: я не прошел медосмотр, меня останавливает жолполовец. Обязан ли я предоставить ему справку о прохождении медосмотра? И может ли он меня оштрафовать, если я такую справку не предоставлю?

– Очень интересный вопрос. Давайте посмотрим, что об этом говорит закон. Согласно п. 3.1 ст. 54 Закона о дорожном движении, «Водитель механического транспортного средства (ТС) обязан иметь при себе и по требованию уполномоченных на то должностных лиц органов внутренних дел, органов транспортного контроля передавать им для проверки:

– водительское удостоверение на право управления ТС либо временное удостоверение, выданное взамен водительского удостоверения, с документом, удостоверяющим личность водителя;

– свидетельство о государственной регистрации ТС либо документ, свидетельствующий о праве собственности на транспортное средство;

– в установленных законодательством Республики Казахстан случаях страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев ТС и (или) страховой полис по обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности перевозчика перед пассажирами;

– документ, подтверждающий право владения или пользования, или распоряжения данным ТС, с обязательной регистрацией физического лица, управляющего транспортным средством, переданным во временное владение и пользование, в уполномоченном органе – в случае управления ТС в отсутствии его владельца;

– путевой лист, документ на провозимый груз (товарно-транспортную накладную) и иные установленные законодательством Республики Казахстан документы на ТС.

Обратите внимание, что по закону никакую справку о прохождении медицинского осмотра водитель предоставлять дорожному полицейскому не обязан. А значит, привлечь вас к административной ответственности, потому что вы не предъявляете ее полицейскому, нельзя.

– Вчера я ехал в районе пивзавода. Меня остановили и потребовали предъявить документы. На мой вопрос о причине остановки мне коротко ответили: рейд. По новому закону нас могут дорожные полицейские останавливать, когда им вздумается?

– Согласно ст. 52 Закона РК «О дорожном движении», основаниями остановки ТС по требованию сотрудника органов внутренних дел являются:

1) нарушение водителем ТС правил дорожного движения;
2) работа по розыску угнанных, похищенных ТС, а также ТС, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий, иных преступлений, связанных с использованием ТС;
3) необходимость предоставления ТС в случаях, предусмотренных подпунктом (то есть для предоставления ТС медработникам для оказания помощи или дорожным полицейским для транспортировки ТС, поврежденных в ДТП, для проезда к месту стихийного бедствия и сотрудникам органов внутренних дел, службы госохраны РК и органов КНБ)
4) проверка у водителя документов на стационарных постах полиции, а также при проведении оперативно-профилактических мероприятий;
5) проверка документов на перевозимый груз на постах полиции и контрольно-пропускных пунктах. В период проведения специальных мероприятий допускается остановка ТС вне постов полиции с целью проверки документов на перевозимый груз;
6) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;
7) необходимость опроса водителя и (или) пассажира (пассажиров) об обстоятельствах совершения дорожно-транспортных происшествий, административного правонарушения, преступления, очевидцами которых они являются;
8) регулирование дорожного движения.

К сожалению, сам нередко оказывался в случаях, когда дорожные полицейские не могли внятно объяснить причины остановки ТС, ими было нарушено мое конституционное право о свободе передвижения. Между тем, согласно п. 75 приказу министра внутренних дел РК №219 от 16.04.2014, при остановке транспортного средства сотрудник дорожной полиции подходит к водителю и объясняет причину остановки. А согласно п. 47 того же приказа беспричинные остановки и задержки ТС исключаются. То есть, останавливая водителя и толком не объясняя причин остановки, дорожные полицейские сами нарушают закон. Что в этом случае делать? Фиксируйте весь диалог с полицейским на видеокамеру (видеорегистратор), чтобы можно было на основании видеодоказательства подать заявление о беспричинной остановке.

– Иногда на выезде из города о патруле, работающем на том или ином участке, можно узнать лишь благодаря другим водителям, которые мигают фарами, предупреждая о «засаде». Имеют ли право полицейские спрятаться где-нибудь под кустом или деревом, а потом выбегать, требуя остановиться, и могу ли я уехать, не останавливаясь?

– Однозначно, стоять вне зоны видимости они не имеют права. Соответственно, патрулирование полицейскими за преградами аварийно опасного участка дороги – это не более чем нарушение ведомственного приказа МВД №219. Ведь обязанность дорожных полицейских не проведение каких-либо карательных мер, а профилактика правонарушений. Ведь если патруль на служебной автомашине стоит в зоне видимости участников дорожного движения, естественно, тот, кто ехал с нарушениями, подрезая, с превышением скорости, издали заметив полицейских, мгновенно дисциплинируется. И начинает ехать без нарушений. А вот не остановиться по требованию пусть даже замаскировавшегося полицейского вы не можете, потому что в этом случае речь идет о неподчинении. С новыми поправками в Административный кодекс неподчинение полицейскому об остановке ТС наказывается годом лишения водительского удостоверения.

– Мне выписали штраф. Слышал, что если в течение первых трех дней его оплатишь, то тебе 50% от суммы снимают. Работает ли эта норма и где, в каком законе о ней говорится?

– К сожалению, обещанных скидок за уплату штрафов в течение суток казахстанские автовладельцы в новом законе пока так и не дождались. Позже было объявлено, что возможность срочной уплаты штрафа с 50%-й скидкой появится только в 2015 году. Нововведение предусмотрено в проекте нового Административного кодекса, который еще не введен в действие.

– Как-то прочитал на одном из ресурсов, что теперь дорожных полицейских снабдят видеокамерами, которые будут устанавливаться на верхней одежде на уровне жетона. Как вы к этому относитесь?

– Я никак не могу к этому относиться, потому что не прописан механизм дальнейшего использования съемки. Ну снимал он, и что? Кто это будет отсматривать, где это будет храниться? Не прописано даже, кому и на основании чего полицейский обязан предоставить эту запись. А представьте ситуацию: вас останавливают и откровенно вымогают деньги, рисуя жуткие перспективы вашего возможного лишения прав. Вы напоминаете полицейскому, что у него камера установлена, а он говорит – да не обращай внимания, она замерзла, вода попала, перегрелась – вариантов тут может оказаться слишком много. Вот и все. Никакой эффективности в использовании данного видеорегистратора в нагрудном значке я не вижу, поэтому советовал бы делать свою видеозапись диалога с полицейским, чтобы не стать жертвой произвола и противоправных действий.

– Я поворачивал с Момышулы на проспект Республики. Горел основной красный, но для поворота дополнительный зеленый. Я повернул, а через какое-то время ко мне пришло извещение, что я проехал на красный. Могу ли я доказать свою правоту?

– Недавно в похожей ситуации оказался один из водителей, обратившихся за помощью в наше общество. Мы обратились в центр оперативного управления. К сожалению, нам показали лишь съемку того, как автомобиль поворачивал, не включив указатель поворота, но какой в этот момент горел свет, мы так и не узнали. Думаю, в этом случае могла бы помочь только съемка с личного видеорегистратора автовладельца. Я и сам, чтобы обезопасить себя от каких-либо провокаций со стороны дорожных полицейских (а они уже были), снабдил свое авто двумя видеокамерами, а при общении с ними еще одну видеокамеру всегда ношу с собой.

– Меня задержали по подозрению в вождении автомобиля в нетрезвом состоянии. Что мне делать?

– Для начала расскажу, как это должно быть по закону. Итак, вас останавливают, и сотрудник ДПС подозревает, что вы нетрезвы. Для начала составляется протокол отстранения вас от управления ТС. Затем машину отвозят на штраф-стоянку. Следующий шаг: на патрульной машине в сопровождении полицейского вас доставляют в медучреждение на освидетельствование. Если выясняется, что полицейскому просто показалось, а в вашей крови ноль промилле алкоголя, инспектор извиняется, довозит вас до штраф-стоянки, вы забираете машину. За временное содержание автомобиля на штрафной площадке платить не нужно, так как оснований для задержания не было. Но наши полицейские часто делают вот что. Они не заполняют протокола отстранения, ведь это подотчетный документ, и в случае чего его так просто не выбросишь, а сдавать придется испорченным в админпрактику, это минимум рапорт и дисциплинарное взыскание для полицейского. Более того, они часто садятся рядом с водителем, которого подозревают в употреблении алкоголя (!), и на машине едут до медучреждения. Но ведь если человек пьян, ему вообще нельзя за руль садиться, нонсенс, но априори водители считают, что полицейский всегда прав. А уже по дороге начинается «обработка» водителя : ты пьян, а это лишение и прочее. Понятно, что водитель напуган, и чтобы не было проблем, просто пытаются договориться, чтобы уйти от наказания. Поэтому если вас остановили и говорят, что надо пройти освидетельствование, требуйте от полицейского соблюдения процедуры в соответствии с законом. Скорее всего, полицейский просто махнет рукой (жезлом) и скажет: «Грамотный такой, да? Уезжай!». Конечно, хочу еще раз напомнить, что это можно делать только если вы действительно трезвы. Приняв на грудь и садясь за руль, вы совершаете серьезное правонарушение, подвергаете опасности жизни всех участников дорожного движения.

Вопросов, которые интересовали автовладельцев, было немало. К сожалению, поместить все на одну страницу невозможно. Остается лишь пожелать нам соблюдать ПДД, а сотрудникам дорожной полиции чтить законы и не искать лазеек, за которые можно водителя, что называется, ухватить. Ведь главное – не возможность наказать хоть за что. Главное – БЕЗОПАСНОСТЬ и СОХРАНЕНИЕ жизни и здоровья.

Саида ТУРСУМЕТОВА

КСТАТИ
Генеральная прокуратура РК обратилась в правительство с просьбой изменить либо отменить скандальную статью нового Закона «О дорожном движении», пишет сайт «Колеса». Напомним, 20 октября вступил в силу Закон «О дорожном движении», подпункт 22 пункта 4 статьи 54 которого запрещает стоянку, в том числе «… на дорогах и улицах населенных пунктов, кроме специально отведенных для этого мест, обозначенных соответствующими дорожными знаками и указателями…», то есть практически на всех обочинах. Инициативная группа «Общества содействия автомобилистам» обратилась в Генеральную прокуратуру РК с просьбой обратить внимание на абсурдность данного требования. На это служители Фемиды ответили, что согласны с доводами общественников о невозможности исполнения нормы нового закона. В связи с этим прокуратура направила письмо в правительство Республики Казахстан, в котором предложила поручить МВД и МЮ в максимально короткие сроки проработать вопрос отмены либо изменения подпункта 22 пункта 4 статьи 54 закона.

Реклама