Наказывать владельцев заправок, которые поднимают цены на топливо, решили на встрече представители департамента регулирования деятельности естественных монополий ЮКО и председатель ассоциации АЗС Каипбека Камбарова.
Резкое подорожание американской валюты, девальвация тенге вызвали скачок цен не только на продукты питания, но и на топливо. С четвертого сентября Министерство энергетики РК отпустило цены на популярные марки бензина АИ-92 и АИ-93 в свободное плавание. С этого же дня цена бензина подскочила со 108 до 130 тенге за литр. Бензин АИ-80 и дизтопливо не подорожали. Их стоимость по-прежнему в ведении государства. Предприимчивые продавцы ГСМ, кто необоснованно поднял цены, понесут ответственность.
«С первого дня повышения цен на топливо мы провели мониторинг. Фактов с повышением цен на АИ-80 и дизтопливо не было зафиксировано», — сказал Бауыржан Таштанов, заместитель руководителя департамента по регулированию естественных монополий ЮКО.
В нашей стране действуют три нефтеперерабатывающих завода. Они могут обеспечить спрос на высокооктановый бензин на местном рынке всего на 70%. Оставшиеся 30% поступает из соседней России. Кроме того, все три нефтеперегонных завода необходимо модернизировать. И уже к 2020 году с дефицитом ГСМ в нашей стране будет покончено.
«Наша годоваяпотребность составляет 17 миллионов тонн нефти. Все три завода могут переработать всего 14 млн. тонн нефти в год. Получается, что нам не хватает три миллиона тонн нефти «, — говорит Каипбек Камбаров, председатель ассоциации «Жанар Жагармай» по ЮКО.
Стоит отметить, что повышение цен на бензин марок АИ-93/93 не повлияло на стоимость проезда в общественном транспорте. Руководитель отдела пассажирских перевозок и автомобильных дорог Шымкента заявил, что повышения стоимости проезда в автобусах в ближайшее время не будет.
«Мы весь городской общественный транспорт перевели на сжиженный газ. Кроме того, в 2013 году завезли 200 единиц общественного транспорта, которые работают на метане», — сказал Каутжан Жуматаев, руководитель отдела АД и ПТ г. Шымкент.
Похоже, что от повышения цен на ГСМ пострадали только автовладельцы легковушек и таксисты областного центра. Но у нас так не бывает. Ведь даже за ограниченным повышением стоимости топлива тянется шлейф повышения цен на продукты питания и ухудшение благосостояния населения.