Внедрение современных электронных технологий в судебную систему позволило значительно повысить уровень доступа населения к правосудию.
Одно из поручений главы государства, озвученных на шестом съезде судей республики, — обеспечение широкого доступа граждан к правосудию, активное внедрение современных информационных технологий в работе судебной системы.
Стремительное развитие информационных технологий, а также связанный с этим рост запросов общества диктуют необходимость постоянного совершенствования их использования в деятельности судебной системы.
Запущенный Верховным судом в 2014 году информационный сервис «Судебный кабинет» нацелен на упрощение судопроизводства посредством электронного взаимодействия, а также обеспечение оперативности, доступности и прозрачности судебной системы.
«Судебный кабинет» дает возможность гражданам подать в суд исковые заявления (заявления), апелляционные жалобы, ходатайства о пересмотре судебных актов в кассационном порядке в форме электронного документа, произвести онлайн-оплату государственной пошлины через интернет с любого удобного для пользователя места и др. На сегодняшний день пользователями сервиса являются порядка 52438 граждан. За время функционирования посредством сервиса в суды в электронном виде подано 660875 документов.
С начала 2016 года «Судебный кабинет» предстал перед пользователями в усовершенствованном дизайне и изменениями в структуре. Обновленный сервис включает в себя дополнительные разделы, такие как жалоба на действие (бездействие) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении (в соответствии с главой 44 КоАП); жалоба о пересмотре не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях (в соответствии с главой 45 КоАП), уведомление по исковым заявлениям и жалобам, а также форум «Талдау».
С 1 марта этого года запущен функционал — отправка уведомлений пользователям, — предусматривающий оповещение по вынесенному судебному акту со ссылкой для перехода его просмотра в формате PDF. Также посредством уведомления имеется возможность перехода в раздел «Динамика хода рассмотрения дела» для просмотра и скачивания всех вынесенных по делу судебных актов. Хотелось бы отметить работу по запуску на сервисе «Судебный кабинет» форума «Талдау», формируемого на основе использования Единого классификатора категорий дел и материалов, обобщений судебной практики и Банка судебных актов, нормативных постановлений Верховного суда. Форум «Талдау» способствует формированию единообразной судебной практики.
Пользователи сервиса «Судебный кабинет» оценили его возможности: сервис широко применяется населением и содействует эффективной работе адвокатов, судей и специалистов судов, способствует совершенствованию правовой культуры граждан, защите гражданами своих конституционных прав. В дальнейшем планируется запуск разделов, предусматривающих отправку истцу либо его представителю, являющемуся пользователем сервиса исполнительного листа в электронном виде, отправку заявлений, жалоб и ходатайств в порядке уголовного судопроизводства в соответствии со статьями 106 и 107 УПК.
Также на стадии реализации находятся функционалы, предусматривающие направление уведомления о сроке обжалования судебного акта и апостилировании официальных документов, исходящих из судебных органов. Внедрение современных электронных технологий в судебную систему позволило значительно повысить уровень доступа населения к правосудию, создать всем членам правового сообщества и средствам массовой информации условия для быстрого получения информации о деятельности судов.
Кстати, свои отзывы и предложения по работе сервиса «Судебный кабинет» можно направить ответственному лицу Верховного суда по электронному адресу: 707−0245@sud.kz, также с этим вопросом любой желающий может обратиться по телефону Call-центра — 1401. Работа по внедрению новых информационных технологий будет продолжена.
Ильяс Испанов, руководитель Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном суде.