Как сегодня живут бывшие советские

556

СТРАНЫ ПРИБАЛТИКИ: ТОЛЬКО НА ЗАПАД!

25 лет назад перестал существовать Советский Союз. Самыми первыми государствами, получившими независимость, стали страны Прибалтики – Латвия, Литва и Эстония. Грузия, Армения, Украина и Молдова также стремились проводить полностью независимый курс. 1 декабря 1991 года состоялся референдум о будущем Украины, 80% граждан которой проголосовали за независимость. Развал Союза довершили Беловежские соглашения. 8 декабря 1991 года руководители России, Украины и Белоруссии объявили, что Союз ССР как «субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование».

Как сейчас живут наши соседи? Что у них получилось и что нет? Как чувствуют себя в бывших советских странах люди? Что будет с ними дальше?

СТРАННЫЕ ОККУПАНТЫ

Давние предки современных прибалтов совершенно не считали себя частью Европы и даже плохо представляли себе, где она, эта самая Европа. Всего за два века Прибалтика стала территорией Тевтонского ордена, то есть в основном немецкой, шведской и датской. Дольше всех держались литовцы – потому что сумели объединить примерно 70% тогдашних русских в Великое княжество Литовское и Русское. Они разгромили Тевтонский орден, а потом объединились с поляками в единое государство Речь Посполитую, окатоличились и начали давить православных. В конце концов они были опять загнаны в свои болота и стали глухой окраиной Польши и Германии, а будущие Латвия и Эстония откровенно были в составе Швеции и Дании.

В XVIII веке с востока послышался тяжелый топот Российской империи, и за 80 лет не только вся Прибалтика, но и половина Польши стали российскими территориями. Конечно, с какой-то точки зрения это были захватчики и оккупанты, но времена тогда были такими, что на всей планете государства, не сумевшие сопротивляться империям, становились колониями. Кроме того, именно эта империя имела привычку не прогонять местную власть и не наводить свои порядки, а включать здешних начальников в число своих и давать людям жить так, как они жили. Прибалтийские немецкие бароны верой и правдой служили российским императорам, а простых латышей, литовцев и эстонцев вот уж никак нельзя было назвать «угнетаемыми», и страны эти довольно успешно развивались.

ЛАТВИЯ
Независима с 4 мая 1990 г.
Население – меньше 2 млн. чел.
Член НАТО и Евросоюза с 2004 г., член Шенгенской зоны с 2007 г. Валюта – евро.

Когда империя развалилась, прибалты попробовали пожить самостоятельно. Но время для того, чтобы малые народы могли жить сами по себе, тогда еще не пришло. Поэтому с 1940 года они опять оказались в составе другой империи, советской, которая оказалась еще более странной по отношению к тем, кого «оккупировала». Хотя власти Латвии недавно оценили ущерб от «советской оккупации» в 185 млрд. евро, по инвестициям в экономику, по расходам государства на душу населения в 1950-80-х гг. Прибалтика, без сомнения, была самой развитой, самой процветающей частью Советского Союза. В то же время ее население было наиболее решительно настроено за выход из состава СССР.

КАК ЖИЗНЬ?

Все экономисты единодушно говорят, что в 1990-91 гг. страны Балтии были в самом лучшем социально-экономическом положении среди всех стран бывшего Союза. Этому способствовали и общая культура их населения, и его единый порыв войти наконец в Европу, и достаточно развитая при Советах и успешная экономика – как промышленность, так и мясо-молочное сельское хозяйство. А Эстонии повезло еще тем, что ей вернули 100 млн. долларов, замороженных в иностранных банках в 1940 году в связи с вхождением в СССР. Кроме того, как минимум, 25% экономики Латвии и Эстонии – это российские пошлины за транзит товаров через морские порты.

Во всех этих странах быстрыми темпами прошла приватизация и реституция (возвращение имущества тем, кто владел им до 1940 года). Прибалтика не знала такой высокой инфляции, которая была в СНГ, и там никогда не было перебоев с продуктами. Землю сразу раздали фермерам, и те успешно накормили и без того не голодающий народ.

Кроме того, не только Европа, но и США признали Балтию за прекрасный политический пример народов, которые хотят стать частью Запада. За это прибалтам давали дешевых кредитов столько, сколько просили, и оказывали любую техническую помощь. В кризис 2008-10 гг. финансовая помощь Евросоюза составляла примерно треть бюджета этих стран.

Однако все имеет свою цену, и если ты становишься частью Европы, то не воображай, что ты можешь там что-то продавать и тем более производить что-то важное. Если в конце 80-х Прибалтика искренне верила в то, что, дай только ей волю, она завалит своей сметаной Швецию, беконом – Данию и сыром – Голландию, то уже к 1993 году выяснилось, что местное сельское хозяйство, во-первых, останется только для местных, а во-вторых, ему надо еще побороться с более качественной и дешевой едой из Европы. Потом настало время почти полной и беспощадной деиндустриализации. Если вы достаточно старый и еще помните телевизоры «Каунас», радиоприемники «ВЭФ», микроавтобусы «РАФ», духи «Дзинтарс», то можете все это спокойно забывать, потому что техника в Европе должна быть в основном немецкой, а духи французскими.

ЭСТОНИЯ
Независима с 8 мая 1990 г.
Население – 1,3 млн. чел.
Член Европейского Союза и НАТО с 2004 г.
Перешла на евро с 2011 г.

Все три экономики нынешних стран Прибалтики с тем или иным успехом стали «постиндустриальными», то есть не меньше 70% их ВВП – это «услуги». Главные занятия жителей – логистика, банковское обслуживание, туризм. Ты меня пострижешь, я тебе спою, так и живем, развиваем экономику. Это, конечно, еще не Москва с 10-ю миллионами человек, которые работают кем угодно, и практически никто не производит чего-то такого, что можно потрогать руками – но уже близко к ней. (Впрочем, в 2006-07 гг. больше половины населения Великобритании работали в «секторе банковских услуг», так что всем нам до этого еще очень далеко.)

В результате к концу 90-х местные жители хорошо поняли, что голодать Европа не даст, и развиваться – тоже. Поэтому махнули на свою родину рукой и поехали на Запад в поисках лучшей работы и жизни. За двадцать лет численность населения балтийских стран снизилась на 1,5 млн. человек. То есть уехал уже примерно каждый четвертый. В 2013-14 гг. Литва попала в список стран мира, исчезающих быстрее всего. Известен грустный анекдот о том, что последний латыш, улетающий из своей страны, должен не забыть выключить свет в аэропорту.

ЛИТВА
Независима с 11 марта 1990 г.
Население – 2,9 млн. чел.
Член ЕС и НАТО с 2004 года. Входит в Шенгенскую зону. Валюта – евро.

С другой стороны, есть некоторое «эстонское чудо». По цифрам, Эстония вообще самая экономически развитая среди постсоветских стран. Экономика там начала расти уже к 1995 году, к 2007 году эта страна занимала первое место по ВВП на душу населения среди бывших республик СССР и третье место в Восточной Европе после Словении и Чехии. Эстония успешно пережила прошлый кризис, у нее низкие налоги, бездефицитный бюджет, растет производительность труда. Она умудрилась даже сохранить около 300 промышленных предприятий. Хотя как самая маленькая из-за отъезда населения она пострадала больше всех и сильно нуждается в мигрантах, чтобы заместить нехватку рабочих рук, с 2001 года у нее – самая высокая в Прибалтике рождаемость.

Но самое главное – просто удивительные успехи Эстонии в работе с интернетом. Эта страна – абсолютный лидер по вовлеченности населения в использование сети (почти 95% населения) в Центральной и Восточной Европе. По развитию информационных технологий Эстония занимает 24-е место в мире. Тут есть тысячи бесплатных Wi-Fi-зон, почти всю территорию покрывают беспроводные сети WiMAX. 90% населения имеют ID-карту – это и удостоверение личности, и цифровая подпись, и даже карта покупки билетов на общественный транспорт. Платить налоги и получать почти все госуслуги тоже можно через сеть. В октябре 2005 года жители Эстонии первыми в мире смогли участвовать в выборах через интернет, не выходя из дома, на парламентских выборах 2011 года через инет проголосовало 24,3% от всех избирателей. Полностью переведены на электронику взаимоотношения между бизнесом и государством, упрощенная юридическая система малого и среднего бизнеса, в результате в Эстонии – один из самых низких показателей коррупции в мире.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Наиболее мудрые современные политологи предсказывают странам Прибалтики безусловную и неизбежную «финляндизацию».

Это означает, во-первых, что Латвия и Эстония должны будут как-то смириться с тем, что если Петров до сих пор не уехал отсюда, то даже если он будет называться «Петровсом», он так и не превратится в латыша или эстонца. Придется с ним жить и учитывать его интересы. (У Литвы этих проблем нет, она сразу дала свое гражданство всем жителям страны – потому что, кроме русских, там еще и много поляков).

Во-вторых, ни у кого нет никаких сомнений в том, что Прибалтика – это Европа. Но Европа географически окраинная, политически слабая, экономически уже неразвитая, и единственный ее козырь в том, что она – сосед России. Поэтому ей придется прекратить политическую истерику насчет «Спасите нас от России!» и последовать гораздо более мудрому примеру других своих соседей – финнов. Которые достигли таких больших успехов в основном именно потому, что уже 70 лет экономически «встроились в Россию», мирно живут с ней и главное, очень выгодно торгуют и всячески экономически сотрудничают.

А так – ну что тут скажешь? Хотят люди считать себя европейцами – пусть считают, это их дело, их жизнь…

Продолжение следует…

Михаил КУПЕРИН

Новости партнеров