Российский консул: о книгах, Казахстане и Шымкенте

372

Ирина Владимировна Переверзева, консул российского консульства в Алматы, – частый гость в Шымкенте. Официальных визитов в наш город в расписании консула два в году. Дипломатический работник приезжает на гала-концерт «Русская песня – русская душа» и на конкурс «Казахская романсиада». И всегда не с пустыми руками. По уже сложившейся традиции Ирина Владимировна привозит коллекцию книг в областную пушкинскую библиотеку. Это и обучающие пособия, методички, художественная литература, книги из серии «История», «Путешествия», «Музыка»…

… С консулом мы в библиотеке и встретились. Ирина Владимировна очень активна в социальных сетях и часто высказывает свое мнение. Иногда довольно резкое. О Казахстане в общем, о любимых городах, о женских и не женских профессиях, о приятии и неприятии местных реалий – от консула ждешь размытых, витиеватых ответов. Ан нет. Все в жизни Переверзевой разложено по полочкам.

Российский консул: о книгах, Казахстане и Шымкенте
Ирина Переверзева, консул российского консульства в Алматы.

Начали, конечно, с книг, переданных шымкентской библиотеке имени Пушкина.

КНИГИ И АНГЛИЙСКАЯ КОРОЛЕВА

Каждый год мы стараемся, чтобы в коллекции книг была какая-то изюминка, отличающая эту коллекцию от других. В этом году я привезла книги, которые были изданы в Казахстане и наше консульство имеет к ним хоть какое-то отношение. Также есть книги наших друзей, которые с удовольствием передали их в дар библиотеке. И не только книги. В качестве подарка фигурирует диск казахстанской музыкальной группы «Мотор роллер». Ребята записали песни о войне и песни военных лет. Очень надеюсь, что с этого диска мы начнем формировать в уголке национальных литератур еще и фонотеку, для того чтобы люди, приходящие в библиотеку, могли не только читать, но и слушать и смотреть.

А вот если о себе лично… Некорректно себя с королевой-то английской сравнивать, но в свое время я читала одно интересное интервью, когда спросили начальника протокола королевы: «А какие личные пристрастия у королевы в чтении?» Начальник протокола ответил: «У королевы нет личных пристрастий».

– Как? Почему?

– Она королева! Она должна знать все, она должна быть знакома со всем, и она не должна своим авторитетом каким-то образом лоббировать тех или иных людей, оказывать влияние на своих подданных.

Мне так это понравилось! И я могу сказать одно: я стараюсь читать все, по мере возможности. Я сейчас много читаю в социальных сетях. Соцсети – это не только ругань и портреты кошечек. Это огромное количество людей, которые пишут, но не издаются. Они пишут, как раньше это называлось, в стол. Мы как-то проводили в Алматы конкурс «Живая классика». Один из участников конкурса вышел и говорит: «Я прочитаю отрывок, он мне очень понравился, я не знаю автора, он публикуется под таким-то ником…»

И стала читать. А написано-то хорошо! Я стала искать в интернете и нашла потрясающие вещи!

Что касается классиков, то это святое, я регулярно перечитываю Салтыкова-Щедрина, который с каждым годом становится все более актуальным. Несмотря на то, что с каждым годом нас отделяет все большее количество времени. Я обожаю Пушкина, это мой любимый писатель, поэт, драматург. И сколько бы мы ни говорили, что Пушкин – наше все, мне кажется, что он недооценен нами с точки зрения его актуальности, современности и сегодняшнего звучания. В Алматы есть очень интересный театр, называет АРТиШОК. Там одна из актрис, Вероника Насальская, создала моноспектакль «Пушкин стендап». Читает «Евгения Онегина», два отделения, где-то проскальзывает современная музыка, сравнение с современными ситуациями, и ты понимаешь, что 19 век – это не так-то и далеко. И ты понимаешь, что люди изменились только внешне, просто переоделись, а внутренне они остались такими же, и ты понимаешь, что это всего лишь смена декораций. А страсти и пристрастия, желание любить, быть кому-то нужным, иметь хорошую семью – это никуда не делось. Это не ушло из нашей жизни. И это хорошо…

В ОЧЕРЕДИ ЗА КАРЬЕРОЙ

До перехода на дипломатическую работу я была мэром Костромы. Это мой родной город, я там выросла. Мэры городов на тот момент избирались прямым голосованием. Кандидаты выставляют свои программы, и горожане сами решают, кто будет мэром. Таким прямым голосованием я победила и была городским руководителем пять лет.

А вот уходить в дипломаты было несложно. Будучи мэром, я представляла Российскую Федерацию в совете местных и региональных властей в совете Европы. Поэтому, что такое политическая деятельность и что такое международная деятельность, я знала не понаслышке.

Безусловно, мэр и дипломат – две разные вещи, но это не говорит, что между ними нет ничего общего. Тем более что до того, как стать мэром, я два созыва была освобожденным депутатом в областной думе – это законодательный орган регионального уровня. Это не стало для меня таким уж страшным откровением. Полагаю, что дипломатом, по крайней мере на моем уровне, может стать если не каждая, то половина женщин точно. Женщинам присущи и дипломатия, и умение договариваться, и гибкость. Дипломаты – это ведь не те, кто воюет – воюют совсем другие люди, а дипломаты договариваются. И чьей профессией является мир. Понимание, любовь – это как раз те качества, которые характеризуют сущность женщины. Но не думаю, что стоит делить профессии на женские и мужские, мне кажется, что в каждой профессии есть часть, с которой прекрасно справятся и мужчина, и женщина, для остального надо стараться одинаково. И женщины и мужчины могут работать на заводе. Но неправильно, если женщины будут вручную разгружать шпалы, вообще, конечно, неправильно, что и мужчины этим занимаются. Хотелось бы, чтобы просто купили погрузчик.

До недавнего времени я думала, что есть такие профессии, где несказанно лучше будет мужчина. А теперь я уверена, что у каждого свое предназначение в этом мире и что женщины и мужчины должны дополнять друг друга. Я знаю мужчин, которые лучше справляются с воспитанием детей, нежели женщины, и женщин, которые лучше руководят субъектами федераций, регионами, отраслями. Я знаю женщин – руководителей заводов, и мужчин – домохозяев. Я знаю такие конкретные случаи! И когда я это вижу, всегда думаю: «Господи, почему, когда раздавали таких мужчин, я стояла в очереди за карьерой?!» Наверное, эту очередь нужно было поменять. Очень завидую тем женщинам и мужчинам, которые дополняют друг друга.

ХОЗЯЙСТВЕННИК – ЭТО НЕИЗЛЕЧИМЫЙ ДИАГНОЗ

Я очень люблю Казахстан. Мне нравятся люди, которые здесь живут. Здесь совершенно другая природа, нежели в средней полосе России, к которой я привыкла. Вот вчера по степи ехали. Она такая разная! Такие краски, яркие пятна – здесь белое пятно, здесь сиреневое, тут алое! А благоухание… голова кружится. У нас такого буйства нет. У нас более ровно, если есть цветы, то они цветут в июле. У нас в это время еще холодно. Причем если у вас плюс двадцать холодно, то для нас это жара. Если у нас тридцать – народ умирает от жары. А здесь сорок, и все такие живчики, все бегают, работают…

И не успела я полюбить Казахстан, как во мне проснулся мэр! Мэр – это не профессия. Это диагноз! Это диагноз на всю жизнь, он не лечится. Это привычка всюду влезать, всюду пытаться что-то изменить и проконтролировать. Первые два года в Казахстане я постоянно порывалась позвонить акиму, замакиму и сказать: «Вот здесь у тебя не вычищено русло реки!» «Кто чистит сначала низ, а потом верх Весновки? И так далее, и тра-та-та, и кто придумал этот тендер!» – говорила я сама себе и тут же останавливала: – «Ира! Ты находишься в другой стране. Это люди, которые живут так, как считают нужным. Ты не имеешь права вмешиваться!» И вот эта позиция, когда ты не имеешь права вмешиваться, на мой взгляд, самое сложное из той работы, которой мы живем.

И сейчас я научилась любить города, в которых живу, немножечко со стороны, созерцательно. А первые два года я себя очень сдерживала. Но до сих пор знакомлюсь с чиновниками и начинаю что-то по хозяйственной части, улыбаются: «Наш человек! Хозяйственник!» Это никуда не уберешь. А собственно, и не надо…

ЧАСТНОЕ МНЕНИЕ ОФИЦИАЛЬНОГО ЛИЦА

Работа дипломата накладывает на нас определенные обязательства и ограничения. Вот вы говорите про социальные сети. Я не могу писать в социальных сетях то, что я, например, хотела бы написать. Есть какие-то резкие высказывания, и так же резко хочется на это ответить. Но ты прекрасно знаешь, будучи государственным служащим, что твое мнение кем-то может быть расценено как официальная позиция. А это не так, это сугубо мое личное мнение. Так вот, сугубо мое личное мнение: я всегда страдаю от того отношения к животным, которое здесь сложилось. И мне представляется, что это все надо менять. Когда я вижу огромное количество бродячих несчастных животных, когда по телевизору показывают и говорят об отлове, я же понимаю, что их просто вульгарно убьют. Вместо того, чтобы решать вопросы пристройства, стерилизации, каким-то образом стараться культивировать в обществе отношение к животным как к друзьям. Господь их сотворил не для того, чтобы мы их уничтожали. А в помощь. Во многом во мне, конечно, говорит собачница, кошатница. Мы привезли с собой кота, который живет с нами здесь пять лет. И я всегда говорю: «Гарлфилд, поди гулять и покажи своим примером, как можно любить домашних животных!» Кот у нас очень общительный, готов знакомиться. Когда мы только переехали в этот дом, дети боялись, прятались, не знали, как подойти к домашнему животному…

АККУРАТНЕЙ НА ДОРОГАХ!

Когда мы сюда ехали из Алматы, впереди нас водитель грубо нарушил правила. Меня тревожит статистика гибели на дорогах. Не проходит ни одного дня, чтобы ты не читал: автобус, машина, пешеходы, столько-то погибло, столько-то пострадало. Я не хотела бы заканчивать на такой вот тревожной ноте, но не могу не обратиться ко всем с одной просьбой: аккуратней на дорогах! Думайте друг о друге, когда вы садитесь в автомобиль, когда переходите улицу. Все мы люди, Земля – наш общий дом, и наши города, наши страны должны дружить. А для того чтобы дружить – нужно с кем-то дружить. Люди должны быть здоровы, благополучны и счастливы…

Елена БОЯРШИНОВА

Реклама