Такое явление, как «пьяный за рулем», к сожалению, еще относится к действительности шымкентских да и казахстанских автобудней. Поскольку трудно не заметить тот факт, что вождение в нетрезвом виде все чаще приводит к авариям и человеческим жертвам, реакция правительства была вполне логичной – президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев в 2014 году подписал закон о внесении изменений и дополнений по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения. Изменения и дополнения касаются и вождения автомобиля в нетрезвом виде.
Теперь каждый, кто попался за рулем автомобиля в состоянии алкогольного опьянения, столкнется с более суровыми последствиями своей беспечности, нежели простой штраф. И «под белы ручки» транспортировать до дома, предварительно погрозив пальчиком, никто не будет. Статья Кодекса об административных правонарушениях Республики Казахстан о пьяных за рулем автомобиля отнесена к нулевой терпимости. Она большая, но советуем ее внимательно прочитать и запомнить.
Кодекс об Административных правонарушениях Республики Казахстан
Статья 608. Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения
1 Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, а равно передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии алкогольного, наркотического и (или) токсикоманического опьянения, влекут лишение права управления транспортным средством на срок три года.
2 Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие создание аварийной обстановки, влекут лишение права управления транспортным средством на срок четыре года.
3 Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, повлекшие причинение потерпевшему вреда здоровью, не имеющие признаков уголовно наказуемого деяния, или повреждение транспортных средств, грузов, дорожных и иных сооружений либо иного имущества, влекут лишение права управления транспортным средством на срок пять лет.
4 Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, влекут административный арест на пятнадцать суток и лишение права управления транспортным средством на срок шесть лет.
5 Действия, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного частью четвертой настоящей статьи, влекут административный арест на тридцать суток и лишение права управления транспортными средствами сроком на десять лет.
6 Действия, предусмотренные частями первой, второй и третьей настоящей статьи, совершенные лицами, не имеющими права управления транспортными средствами, влекут административный арест на двадцать суток.
7 Действия, предусмотренные частью шестой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после истечения срока административного взыскания, предусмотренного частью шестой настоящей статьи, влекут административный арест на тридцать суток.
8 Действия, предусмотренные частями шестой и седьмой настоящей статьи, совершенные лицами, к которым административный арест в соответствии с частью 1 статьи 50 настоящего кодекса не применяется, влекут штраф в размере двухсот месячных расчетных показателей.
То есть если в первый раз сел за руль в состоянии алкогольного опьянения, наркотического или токсикологического, – лишишься прав на два года. Попался еще раз – на пять. В третий раз придется забыть о руле на 10 лет. А 200 МРП, или в доступном переводе на язык денег – 424200 тенге, придется заплатить пенсионерам, инвалидам и беременным женщинам, подшофе садящимся за руль автомобиля. Судя по всему, есть и такие.
Увы, немногие знают, что «опасность» на дороге можно увидеть заранее, если присмотреться. Пьяный водитель не может реагировать на быстрое изменение обстановки, поэтому он не снижает заранее скорости у перекрестка на «желтый» или «красный», а останавливается, резко тормозя. И уходит с перекрестка он не сразу. Движется, явно выделяясь из потока (чаще едет медленнее всех, чем несется). При перестроениях, зачастую резких и нелогичных, практически не пользуется сигналами поворота. Пьяный водитель на наших дорогах едет прямо по колдобинам, а если и объезжает, то маневрирует, опять же, очень резко. При проезде нерегулируемых перекрестков пусть вас насторожит как наглое проскакивание водителя, не имеющего преимущества, так и неоправданная остановка того, кто имеет право проезда. Плюс ко всему пьяные не реагируют на сигналы других водителей: хоть мигай, хоть гуди. И последнее: если посмотреть на лицо «подозреваемого», то у пьяного за рулем лицо застывшее, маскообразное – все его реакции заторможены, и мимика соответственно.
СПРАВКА
С 18 по 27 июля 2016 года в Южно-Казахстанской области сотрудниками местной полицейской службы ДВД ЮКО проводились республиканские широкомасштабные оперативно-профилактические мероприятия «Внимание, пешеход!» и «Безопасная дорога», направленные на пресечение нарушений правил проезда пешеходных переходов, снижение числа дорожно-транспортных происшествий, связанных с наездом на пешеходов, а также профилактику и выявление нарушений ПДД со стороны пешеходов. За 10 дней рейдов было выявлено более 8 тысяч нарушений ПДД, из них 76 фактов – пьяные водители за рулем.
Однако это весьма общие признаки. И все перечисленное характерно для водителя, находящегося в существенной степени опьянения. У такого человека любой предмет в руках становится потенциально опасным, а уж автомобиль – тем более. Водитель в тяжелой степени опьянения абсолютно «не ведает, что творит». Главное, что он в силу потери контроля над реальностью вообще не соображает, где он и что происходит.
Но иногда легкая степень опьянения, вопреки сложившемуся мнению, может быть еще более опасной, чем тяжелая. Речь о так называемых «недопитых» водителях, тех, кто выпил «немного». При этом реакция водителя также замедляется, но скорость движения он не снижает в силу агрессивного состояния. Именно такие «недопитые» водители летят по дорогам неоправданно быстро, игнорируют светофоры, поворотники, делают резкие перестроения, спихивают с дороги всех «мешающихся под ногами», невзирая ни на дорожную обстановку, ни даже на мощность и стоимость машин, и вообще ощущают себя на дороге шумахерами, готовыми всех порвать. В таком состоянии у них снижена не столько скорость реакции, сколько критичность по отношению к себе. Самое страшное – алкогольное опьянение таких водителей внешне для других не очевидно. Единственное, что их выдает, – это откровенно хамское поведение, неоправданная развязность – то, про что обычно говорят – «на грубость нарывается». Такой «недопитый» водитель откровенно хамит полицейским, бросается с кулаками на других участников движения, а в случае освидетельствования на алкоголь запросто может активно угрожать эксперту, пытаться порвать протокол.
Вот и получается, что малые дозы за рулем (за допущение которых ратовали довольно многие) могут быть опаснее больших.
Есть такой прибор, определяющий степень бинокулярности зрения, то есть насколько успешно человек пользуется обоими глазами. Человеку предлагается с его помощью определить точное расстояние до некоего предмета в пределах метра. Среднестатистический трезвый человек, выполняя эту задачу, затрачивает от полутора до пяти секунд и выдает результат с точностью до нескольких миллиметров. Более дотошные тратят больше времени, но выставляют стержни еще точнее – до долей миллиметра! А человек в легком подпитии делает все быстро – от 0,3 до 0,5 секунды, но промахивается на 30-40 сантиметров.
Вот точно так же человек в легком алкогольном опьянении управляет машиной. Он не замечает грубых ошибок в своем управлении, неадекватно оценивает обстановку на дороге, недостаточно внимателен, переоценивает свои силы.
Но в упомянутом приборе хотя бы можно раскрыть тубус и показать человеку, насколько точно он выставил метки на самом деле, а в жизни что-то доказать такому слегка пьяному водителю может лишь наличие разбитой машины (и, к великому сожалению, не только своей, но и чужой…)
И если уж говорить в общем, то любой одурманенный человек за рулем всегда опасен, независимо от того, чем он одурманился – наркотиком или алкоголем. А тем, что он едет излишнее медленно, он часто провоцирует аварийную ситуацию не для себя, а для других. Так что выражение «пьяный за рулем – убийца», по сути, недалеко от реальности… Причем даже тогда, когда речь идет не столько о пьяном, сколько о слегка выпившем.
Пить и садиться за руль просто нельзя – и все. Можно только в единственном случае – если у машины нет двигателя и она не заведется. Во всех остальных случаях – попрощаетесь с правами. И будет хорошо, если не с жизнью. Не стоит проводить эксперименты в автомобиле, даже рассчитывая на помощь хорошего адвоката. Если вы выпили, лучше не подходите к своей машине. Если, конечно, рядом нет трезвого друга, имеющего право сесть за руль, чтобы доставить вас как пассажира в нужное вам место.
Елена БОЯРШИНОВА