В тугом узле, завязавшемся на Ближнем и Среднем Востоке, последнее время все более важную роль играет «курдский вопрос». Кто такие курды, как они живут, за что борются и что ждет их в ближайшее время?
ИСТОРИЯ С ГЕОГРАФИЕЙ
В словарях и энциклопедиях курдов чаще всего называют не нацией и не народом, а «этнической общностью». Это потому, что, во-первых, у них нет одного общего единого языка, а только многочисленные диалекты, во-вторых, некоторые племена сильно отличаются от остальных, и, в-третьих, хотя большинство курдов – мусульмане (сунниты, шииты, алавиты), то меньшинство – езиды, христиане и даже иудеи. Происхождение курдов до сих пор непонятно. По крови они родственники грузин, армян, азербайджанцев, ассирийцев и даже евреев.
Большинство курдских языков/диалектов – это иранские языки, самый близкий их родственник – современный персидский. Но даже самые близкие друг к другу курды не слишком хорошо понимают друг друга. Литературного языка у них нет.
Курды – четко выраженный племенной народ. В традиционном курдском обществе то, какого ты племени, очень важно.
Еще 500 лет назад их оседлые соседи называли «курдами» вообще все кочевые ираноязычные племена, жившие в шатрах и занимавшиеся горным отгонным скотоводством. Так это и осталось. Курды живут в основном в горах и славятся как умелые пастухи.
Больше всего курдов живет в Турции (13-18 млн. чел.), в Ираке (от 6,5 млн.), Иране (ок. 7 млн.), Сирии (ок. 3 млн. чел.). Около 800 тыс. курдов-мигрантов осели в Германии. Остальные представители этого народа, по несколько десятков тысяч человек, живут в Афганистане (74 тыс. чел.), России (63,8 тыс.), Казахстане (не меньше 50 тыс.), Ливане (43 тыс.), Пакистане (38,3 тыс.), в Британии, Армении, Израиле, Азербайджане, Грузии, вплоть до США и Австралии. Всего – точно неизвестно сколько, но уж никак не меньше 30 млн. человек, но никто не удивился бы, если бы выяснилось, что и 40 млн.
Курды всегда славились как отважные воины. Самый известный на Ближнем Востоке блестящий полководец Салах ад-Дин (Саладин), султан Египта и Сирии, отбивший европейские «крестовые походы» XII в., был курдом. И когда курды начинают защищать свою землю, победить их крайне трудно. Горы и бомбить тяжело, и на танках по ним ездить, и пушки таскать, а если и бойцы хорошие, да еще и партизанскую войну ведут – совсем с ними трудно…
ТУРЦИЯ: 30 ЛЕТ ВОЙНЫ
Современная Турция – могучее и успешно развивающееся государство, которое практически ничего и никого не боится. Кроме, конечно, курдов.
Они живут в основном на юго-востоке и востоке страны, но отдельные курдские поселения разбросаны по всей Турции, крупные курдские диаспоры сосредоточены в больших городах на западе. Экспертные оценки говорят о 16-20 млн. турецких курдов, то есть о 20-23% населения страны. Это значит, что если независимый Курдистан все-таки появится, то Турция потеряет от 1/5 до 1/4 своего населения.
Поэтому с появления Турецкой Республики в 1923 году для турецких властей никаких курдов вообще нет. В паспортах их называют «горными турками» (именно поэтому оценки числа курдов такие приблизительные). Им никогда не разрешали развивать свою культуру, издавать книги и газеты, учить своих детей на родном языке. Была «тюркизация» всей страны: все национальные меньшинства «отуречить», растворить в турецкой нации, а кто этого не хочет – изгнать. Около 6 млн. курдов перешли на турецкий язык. За одно упоминание о курдах запросто можно было получить тюремный срок. Было жестоко подавлено 29 вооруженных восстаний курдов, с 1984 года было уничтожено около 3000 курдских сел, сотни тысяч людей, спасаясь, сбежали из Турции.
В 1978 году состоялся учредительный съезд Рабочей партии Курдистана (РПК), председателем которой стал Абдулла Оджалан. В 1984 году РПК начала вооруженную борьбу с правительством. Ее базы были в Северном Ираке, куда стали периодически вторгаться турецкие войска, и в Сирии. Победить РПК не получилось, конфликт унес больше 40 тыс. человеческих жизней.
Плечом к плечу с курдами сражались армяне, арабы, ассирийцы, греки – представители всех угнетенных национальных меньшинств Турции. Оджалан всегда подчеркивал равноправие женщин и призывал к отказу от традиций их принижения. И тогда, и сейчас в курдских боевых отрядах, которые называются «пешмерга» («идущие на смерть»), женщины составляют до 40% бойцов.
В мае 1999 года во время боя турецкие войска применили химическое оружие. Страны НАТО этого стыдливо «не заметили», хотя позже Саддама Хусейна повесили формально именно за применение химического оружия против иракских курдов.
Сам Оджалан в 1999 году был похищен в Кении турецкими спецслужбами и с тех пор отбывает пожизненный срок в тюрьме. В 2009 году власти пообещали ему досрочное освобождение, и он призвал своих соратников сложить оружие и вступить в переговоры. В Турции появилась курдская печать и радио, начались регулярные круглосуточные телепередачи на курдском языке. Выработали план мирного урегулирования, который предусматривал признание курдов конституцией, освобождение всех политзаключенных, разоружение и амнистию боевиков. Несколько раз курды объявляли перемирие. На выборах 2011 года они получили представительство в парламенте.
Однако в 2015 году новый президент Реджеп Эрдоган резко развернул новую волну репрессий против РПК и полностью изолировал Оджалана от внешнего мира. Недавние события на турецко-сирийской границе нарушили сложившийся баланс сил между турками и курдами и могут привести к дальнейшему углублению конфликта. В Дамаске боятся, что Турция приступила к созданию на севере Сирии своей «буферной зоны» против курдов, которую активно поддерживают США. Турция считает курдов большим злом, чем «Исламское государство» (ИГ).
ИРАК: ПОЧТИ ПОБЕДИЛИ
В 60-е годы Иракский Курдистан (ок. 7 млн. курдов на северо-востоке страны) стал общекурдским центром национального движения. Законом 1974 года иракские власти вынуждены были создать курдский автономный район. Повстанцы во главе с Мустафой Барзани создали почти государство «Свободный Курдистан». Противоборство между курдскими повстанцами и карательными войсками правительства длилось около 15 лет. В 1989 году Саддам уничтожил не менее 100 тыс. курдов: это и называется «геноцид».
После поражения от американцев в 1991 году Хусейн вывел свои войска из курдских районов, с 2002 года в конституции закреплены самые широкие права иракского Курдистана вплоть до права выхода из состава страны. Сегодня тут есть все атрибуты государства, своя полиция и армия, курдский язык признан вторым государственным, регион получает 17% доходов от иракского экспорта углеводородов, курды занимают шесть министерских постов, в 2005-2014 гг. курд Джалял Талабани был президентом Ирака. Иракский Курдистан выгодно отличается от других частей страны своей безопасностью и успехами в восстановлении экономики, инфраструктуры, здравоохранения и образования.
Иракские курды выступают за сохранение единого Ирака.
Единственное, чего не хватает Иракскому Курдистану, – это реальной международной поддержки, поскольку юридические основания его существования довольно шаткие.
ИРАН: ВЫСОКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ
Примерно 7 млн. иранских курдов (ок. 7% населения Ирана) живут в наименее развитых провинциях на северо-западе Ирана и практически никак не участвуют в его внутриполитической жизни.
После ареста Оджалана главным лидером всех курдов стал нынешний президент Иракского Курдистана Масуд Барзани, сын Мустафы Барзани, главнокомандующего армией курдской национальной Мехабадской Республики – первого в истории курдского государства. Оно было создано в 1946 году в оккупированной советскими войсками части Ирана по указанию Сталина в соответствии с российско-советскими порядками, по которым каждому народу положено свое какое-никакое, но государство. Просуществовала эта республика, однако, меньше года, потому что Сталин под давлением вчерашних союзников прекратил ее поддержку.
Сейчас курдский вопрос в Иране находится как бы в спящем состоянии, но бурные события в Ираке, Турции и Сирии, безусловно, влияют и на иранских курдов. Тегеран тоже вынужден учитывать изменения у соседей и принимать меры по снижению напряженности между курдами и властями.
В Иран периодически совершает вооруженные вылазки и проводит теракты курдская «Партия свободной жизни» из Иракского Курдистана, которую сами иранские курды не поддерживают.
Учитывая, что позиции Курдской рабочей партии в Турции ослабляются, в случае падения режима Башара Асада и создания там Сирийского Курдистана под властью Барзани, у которого очень хорошие отношения с Турцией, основная деятельность курдских сепаратистов переместится из Турции в Иран.
СИРИЯ: ВОЙНА ЗА ВЫЖИВАНИЕ
Местные курды живут в трех различных провинциях Сирии, между которыми – районы с арабским населением, и большими группами в крупных городах.
В годы правления Асада-старшего курды всячески притеснялись и дискриминировались по национальному признаку, поэтому с началом гражданской войны они не могли поддерживать Асада-младшего. С другой стороны, если к власти в Дамаске придут ИГ или другие радикальные исламистские группировки, они тоже не дадут курдам их национальных прав и свобод.
Когда с их земли ушли правительственные войска, курды создали свои органы власти и отряды самообороны и в целом успешно контролируют свои земли. Сегодня сирийские курды – главные борцы с ИГиловцами и другими исламскими террористами. Но они не выступают за отделение Сирийского Курдистана от Сирии и даже не требуют полной автономии, как в Ираке. Их устроили бы равные права и свободы с местным населением, пропорциональное представительство в органах власти и культурная автономия.
ИНСТРУМЕНТЫ ЧУЖОЙ ИГРЫ
Курды – один из древнейших народов Передней Азии, внесший большой вклад в историю этой земли, совершенно особый народ с древними интересными традициями. 30-35, а то и все 40 миллионов курдов живут достаточно компактно, но своего государства у них до сих пор так и нет.
После Первой мировой войны страны Антанты обещали создать независимое государство Курдистан. Однако в 1923 году это обещание было нарушено, и после отказа Турции предоставить курдам хотя бы автономию начались народные восстания. В ходе Второй мировой войны для борьбы с нацистами Запад опять обещал курдам свое государство – и снова обманул. Независимую курдскую республику создал только Сталин – но и его укоротили. Курдскую рабочую партию тайно поддерживал СССР – но и он скончался.
Соединенные Штаты, Европа, Израиль активно помогали курдам деньгами и оружием в борьбе с Хусейном, а теперь с Ираном, но постоянно их «кидают». Теперь все они используют курдов, чтобы те воевали с «Исламским государством» и сирийскими властями, а также ослабляли Турцию и Иран. Саудовская Аравия и другие монархии Персидского залива тоже хотят быстрейшего расчленения Ирака, Сирии, Ирана и Турции. Иракский Курдистан вообще играет активнейшую роль в дестабилизации всего Ближнего и Среднего Востока.
Одним словом, сегодня курдов в своих интересах используют все кому не лень. И эти все, если это им будет надо, готовы воевать с Турцией, Сирией, Ираком, Ираном до последнего курда, поставляя им оружие и бросая в бой. Проблема независимого Курдистана сегодня не волнует абсолютно никого… кроме, конечно, самих курдов.
Михаил КУПЕРИН