В Ленгере, самом большом городе Толебийского района, проблем немало. Это и вопрос строительства дорог, и освещения, и водоснабжения. Похоже, есть еще один важный вопрос, и связан он с модернизацией жилья. А проблема эта образовалась в двух многоэтажках, в которых живут социально уязвимые слои населения. То ли людям неправильно все объяснили, то ли чиновники некачественно отработали этот момент, так или иначе теперь этот вопрос будет решаться… в суде.
МОДЕРНИЗАЦИЯ ПО-ЛЕНГЕРСКИ
Программа модернизации ЖКХ стартовала в стране в 2011 году. За годы ее реализации в Южно-Казахстанской области было отремонтировано немало домов. Общее количество пополнили и пять этажек из города Ленгера. Отремонтировали и ладно, чего говорить-то, может сказать обыватель…
Но жители двух домов в городе Ленгере категорически отказываются платить за модернизацию. Говорят, что чиновники их обманули, что ремонт был сделан некачественно. К тому же из работ, указанных в одном интересном документе, у них сделано процентов 10.
Эти два дома узнает любой житель Ленгера. Достаточно сказать – это те дома, в которых живут инвалиды. Как рассказали жильцы, их проблемы начались три года назад.
«К нам стали приходить специалисты акимата, уговаривать на ремонт. Мы сразу отказались, сказали, что у нас нет денег платить за ремонт. Ведь здесь проживают инвалиды и многодетные семьи, многие перебиваются и выживают на мизерные пособия. Тогда нам сказали: можете не переживать, платить вы ничего не будете. Так как эти дома – лицо города, мы сделаем вам ремонт бесплатно. Мы тогда рукой махнули, правда, никаких документов подписывать не стали», – рассказывает жительница дома Лидия Демина.
Но после завершения ремонта к жителям стали приходить счета. Кто-то может посчитать их мизерными – от тысячи до двух с половиной тысяч тенге с квартиры. В месяц. Жильцы начали выяснять, за что и почему они должны платить. Каково же было их удивление, когда выяснилось – они подписали согласие на ремонт домов по программе модернизации жилья.
«Я сама слепая. Я не могу подписывать никаких бумаг. У меня свой именной штампик. А в документах стоит моя подпись!» – говорит жительница дома, инвалид по зрению Рабига Исалиева.
Мало того, люди говорят, что в документах стоят даже подписи тех, кто умер несколько лет назад!
«А смета? Если бы мы ее силой не утащили из кабинета подрядчика, мы бы даже не знали, за что нам платить. Хотя и сметой-то это трудно назвать. Просто описание работ, которые якобы провели в нашем доме. Здесь тебе и полная замена окон на пластиковые, и замена всех инженерных коммуникаций, и замена крыши, и установка железных дверей с кодовым замком. Из всего этого нам обновили фасад дома, отремонтировали подъезды, установили железные двери в подъездах и заменили крышу. К коммуникациям никто не прикасался, окна заменены лишь частично. Нам не нужен был их ремонт. Мы были против. Это нужно было подрядчику, акимату – вот пусть они и платят!» – заявляют жильцы.
К слову, откровенничать с журналистами жители отремонтированных домов боятся и пошли на этот отчаянный шаг, потому что не надеются даже на суд.
«Нас каждого по отдельности вызывали в акимат и почти каждому говорили одно и то же: будете выступать – не получите пособий. А мы живем на них», – говорят люди.
В акимате Ленгера все обвинения жильцов опровергают. Приведу отрывок нашей беседы с заместителем акима города Мастерханом Пернебековым.
Мастерхан Пернебеков, заместитель акима г. Ленгера: «Жители были в курсе того, что в их домах будет проведен ремонт в рамках модернизации».
Саида Турсуметова, журналист: «Но они были категорически против. Как же тогда вы провели ремонт, не имея достаточного количества согласных?»
М.П.: «Они были согласны, и об этом говорят их подписи в протоколе».
С.Т.: «Но люди утверждают, что подписи подделаны, более того, в документах стоят подписи тех, кто ставит штамп вместо подписи, а также подписи умерших людей…»
М.П.: «Это определит суд».
С.Т.: «По программе модернизации жилья сначала проводится собрание с жителями, где им предлагается отремонтировать жилье. В случае согласия, собирается второе собрание, на нем жителей знакомят с несколькими компаниями, которые и предлагают свои условия ремонта. И жители выбирают, кому доверить свой дом. На третьем собрании компания представляет перечень работ с указанием сметы. Кроме того, расписывается доля каждой квартиры в ремонте. А также указывается, кто из жильцов освобождается от оплаты ремонта. Вы можете сказать, какой процент населения двух этих домов освобожден от уплаты?»
М.П.: «Все эти собрания были проведены. Люди сами выбрали подрядчика, и они прекрасно знают, сколько должны платить. Еще раз повторюсь: на протоколах собраний стоят их подписи. Что касается малообеспеченных, то мы просмотрим все документы, и, если имеются те, кому полагаются льготы, они получат помощь».
Стоит ли это комментировать? Дело будет рассмотрено в народном суде Ленгера 7 декабря. Хочется верить, что интересы жильцов будет представлять грамотный специалист, знающий все нюансы программы модернизации ЖКХ. Чем завершится этот спор жильцов с чиновниками, РАБАТ обязательно расскажет своим читателям.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ БЕЗ КОММУНИКАЦИЙ
Средняя школа № 3 города Ленгера капитального ремонта ждала долгие 40 лет. Как отмечают строители, на стенах здания можно обнаружить следы текущих реконструкций, но капремонта не было. Ожидалось, что он начнется еще летом, но работа закипела лишь 15 октября. И все бы ничего, если бы не сроки. Полностью отремонтированное здание с облагороженной территорией строители должны сдать 25 декабря. Впрочем, начальник строительного участка говорит, что работы закончат не просто в срок, а даже пораньше.
«Сейчас мы внутренние работы закончили где-то на 90 %. Наружная отделка завершена по двум блокам. Третий пока не трогали ни снаружи, ни внутри. Дело в том, что здесь располагается столовая, в которой ребятам готовят еду. И им просто негде будет поесть. Как только полностью завершим основной блок, кухню временно разместим в спортзале и будем ремонтировать эту часть», – поясняет начальник участка Баглан Утемисов.
К слову, находиться на кухне долго нельзя – запах газа настолько силен, что помимо головокружения начинаешь ощущать сильную боль в глазах. И как бы начальник участка ни хотел продемонстрировать на примере кухни, в каком ужасном состоянии было все здание, мы спешим поскорее покинуть помещение и выйти на свежий воздух.
«Здесь все коммуникации старые, их необходимо менять, – продолжает начальник участка. – Я уж не говорю про водопровод, отопление и канализацию. В ходе ремонта нам приходилось останавливаться, чтобы заварить прохудившиеся участки. По-хорошему, если и делать капремонт, то надо было обязательно включить в смету и замену коммуникаций – водопроводных и отопительных труб, батарей. Но в проект включена только электропроводка. Ее мы полностью обновили».
Как нас заверили в акимате города Ленгера, все работы проводятся исключительно по проекту, что же касается коммуникаций, то они… не такие уж и старые.
«Когда составлялся дефектный акт, руководство школы вместе со специалистами проводило обследование. Согласно заключению, коммуникации могут прослужить еще 10 лет. А все остальное, что нуждалось в ремонте, заменили. В том числе и полы, в холле, коридорах и столовой будет керамогранит, в классах – деревянные полы», – говорит заместитель акима города.
А еще полностью обновили окна, полы, да что там, от старого здания только голый каркас и остался. А еще остался… туалет. Уличный. И хотя сначала чиновники заявляли, что, мол, после ремонта уборная будет перенесена в здание, чуда не произошло. Мальчишки и девчонки будут пользоваться тем же отхожим местом, что и их сверстники 40 лет назад.
Интересна одна простая деталь. Когда нас убеждают, что коммуникации, прослужившие 40 лет физически и морально устарели, нам даже прогнившие трубы демонстрируют. Мол, не может железо, по которому вода транспортируется, так долго служить. Видимо, в ленгерской школе водопровод и канализация сделаны из другого теста, простите, железа. Или просто очень выгодно кому-то сегодня сделать капремонт в школе, чтобы завтра взяться за коммуникации. Поживем – увидим?
Саида ТУРСУМЕТОВА