В Южно-Казахстанской области ежегодно регистрируется три тысячи новых онкобольных. Врачи говорят, что в течение последних десяти лет число пациентов выросло в два раза. Среди них много женщин, больных раком шейки матки.
28-летняя жительница села Карабулак Сайрамского района Южно-Казахстанской области (ЮКО) Азиза Махмудова (имя и фамилия изменены по ее просьбе. – Ред.) приехала на лечение в областной онкологический диспансер по направлению врача сельской больницы. По ее словам, врачи поставили ей диагноз «эрозия шейки матки».
ПАЦИЕНТКИ С НАДЕЖДОЙ
– Прошла полное обследование. Мне сказали, что необходимо прижечь эрозию на шейке матки, иначе это может привести к опухоли. Поэтому я пришла сюда. Также хочу получить консультацию у здешних врачей, – говорит она.
Рядом с Азизой Махмудовой в очереди на прием к врачу областного онкологического диспансера стояла 21-летняя жительница Казыгуртского района по имени Назерке (молодая женщина отказалась назвать свою фамилию. – Ред.). У Назерке – опухоль матки. О своей болезни Назерке узнала два года назад от врачей. Сейчас она стоит на учете и проходит лечение. В 19 лет Назерке вышла замуж. Когда через полгода после замужества у нее появился живот, она подумала, что беременна. После обследования выяснилось, что у нее образовалась опухоль.
– В течение двух лет я прошла шесть курсов лечения. Получила химиотерапию. Так и не смогли выяснить, откуда опухоль. Теперь вся надежда на врачей. Сказали, что я смогу забеременеть через два года, если буду получать системное лечение. Жду этого, – говорит Назерке.
60-летняя жительница Шымкента, вышедшая из кабинета врача, говорит, что рак шейки матки у нее диагностировали 15 лет назад. По ее словам, до этого лечила эрозию шейки матки.
– Не знаю, может, неправильно лечили, но через некоторое время у меня обнаружили опухоль. Тогда я лечилась долго, месяцами не бывала дома. Прошла все назначенные курсы лечения. Сейчас никакой болезни не чувствую. Лишь дважды в год прохожу обследование. Знаю одно: чем раньше выявляют онкологическое заболевание, тем больше надежды на выздоровление, – говорит женщина, не пожелавшая представиться.
Когда репортер Азаттыка приехала в онкологический диспансер, в отделе регистрации находилось много больных в ожидании приема врача. Они были самого разного возраста, но женщин было больше, чем мужчин. Многие из них не изъявили желания говорить о своей болезни и называть свои имена.
ШОК И ВОПРОС «Я УМРУ?»
Психолог диспансера Кымбат Аршабекова говорит, что ей приходится часто сталкиваться с растерянностью больных, узнавших о своем диагнозе.
– Плачут, некоторые боятся самого слова «онкология». Есть больные, которые всё понимают и принимают болезнь как есть. Тяжелое психологическое состояние переживают шокированные больные. Они задаются вопросом: «Я умру?» Первые слова, которые некоторые произносят: «Всё кончено. На этом жизнь закончилась». Есть больные, которые сильно страдают и приходят в слезах. В действительности многие больные неправильно принимают свой диагноз, – говорит специалист.
Психолог говорит, что больные, преодолевшие первые трудности, хотят вылечиться.
По словам Кымбат Аршабековой, среди больных раком есть и молодые люди.
– К примеру, на лечении здесь находится 25-летняя незамужняя девушка с опухолью шейки матки. Она пока не понимает, с какой болезнью столкнулась. Ничего не знает о болезни, – говорит она.
Заместитель главного врача диспансера Даулетбек Жумагали подтверждает информацию о росте онкологических заболеваний в последние годы. Он отмечает, что рак «помолодел». По его словам, несоблюдение гигиены и использование сомнительных противозачаточных средств являются главными причинами злокачественных опухолей.
– На сегодняшний день на постоянном учете в диспансере стоят более 13 тысяч человек. Из них более тысячи человек страдают от рака шейки матки. Только в 2017 году было зарегистрировано 234 новых пациентки с раком шейки матки. Это женщины в возрасте от 29 до 54 лет, – приводит данные заместитель главного врача.
По словам Даулетбека Жумагали, после того как в поликлиниках наладилась система прохождения скрининга, число зарегистрированных онкобольных стало расти. Особенно много больных, у которых выявлены первая или вторая стадия. Прежде рак обнаруживали в среднем у 100 человек, сейчас этот показатель составляет более 200 человек в год.
– Если опухоль выявляется на первой или второй стадии, то в 80 процентах случаев есть гарантия выздоровления. Государством на лечение каждого больного на этой стадии выделяется по пять миллионов тенге. На лечение больных, страдающих раком третьей или четвертой стадии, выделяется более 25 миллионов тенге. Ежегодно мы лечим по девять тысяч больных. Ровно половина из них страдают раком третьей или четвертой стадии, – говорит он.
Лечение онкобольных бесплатное, если признаки болезни очевидные. Если диагноз вызывает сомнения, пациенты до постановки диагноза вынуждены обращаться за платной помощью.
– Действительно, пока не будет доказано, что больной страдает раком, медицинская помощь оказывается на платной основе, – говорит Даулетбек Жумагали.
По данным специалистов областного управления здравоохранения, в 2000-е годы в ЮКО из пяти онкобольных выживал лишь один, причем продолжительность жизни пациента после выявления заболевания составляла пять лет. Сейчас после получения соответствующего лечения каждый второй пациент проживает до пяти лет. В области ежегодно регистрируется три тысячи новых онкобольных, умирает от рака более 1400 человек. Кроме роста смертности женщин, страдающих от рака шейки матки, растет смертность среди больных раком желудка, печени, поджелудочной железы, легких, пищевода.