В Шымкенте чиновники и бизнесмены выясняли, является ли наружная вывеска рекламой и стоит ли платить налоги за пустующие билборды, передает abctv.kz

В шымкентской Палате предпринимателей спорили, считать ли название компании, вывешенное на фасаде или на крыше, рекламой и платить за него налоги или нет. Жаркие дебаты разгорелись накануне в присутствии членов Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Палаты предпринимателей Шымкента, Ассоциации рекламных агентств и специалистов управлений архитектуры и ЖКХ города. В итоге прийти к единому решению сторонам так и не удалось, хотя и те, и другие ссылались на один и тот же Налоговый кодекс и даже апеллировали к одной и той же его статье. «У сети магазинов ТОО «Эврика» установлены объёмные буквы «Эврика»; над зданием офиса ТОО «Сервис+» установлены объёмные буквы «Сервис +»; у кафе «Централ Парк» указано наименование кафе и торговая марка «Жетi тандыр». «В соответствии со статьёй 14-1 Закона РК «О рекламе», владельцы торговых знаков имеют полное право на размещение своих товарных знаков (логотипов) на языке оригинала. При этом следует учесть, что в соответствии с пунктом 7-1 статьи 3 Закона РК «О рекламе», вывеска – это информация о роде деятельности физических и юридических лиц, включая средства их индивидуализации, размещаемая в пределах входа в здание, а также на крышах и фасадах в пределах собственных (арендуемых) зданий, в местах реализации товаров, выполнения работ и оказания услуг. Согласно пункту 1-1 статьи 11 Закона РК «О рекламе», вывески не относятся к объектам наружной (визуальной) рекламы», – пояснила начальник отдела по защите прав предпринимателей палаты Сабира Адамбекова. «Мы за вывеску начисления не делаем. У нас всё, что кроме вывески, – попытался оправдаться руководитель отдела рекламы Управления архитектуры Шымкента Алибек Бакиров, – а по поводу «Эврики» я объясню. Согласно Налоговому кодексу, 605-я статья, ставки платы Налогового кодекса, наружная световая реклама, светодинамическое панно, объёмные буквы или неоновые буквы до 30 квадратных метров – 20 МРП, свыше 30 квадратных метров – 30 МРП. Это по кодексу. А за вывески мы не берём плату». Парировал ему председатель общественного совета Кайрат Акенов: «Согласно предоставленным сведениям Управлением архитектуры, то есть вы предоставляете эти сведения в ДГД. Они (налоговики) не дают оценку – это реклама или нет. Её даёт архитектура. Я говорил, что вывески не относятся к наружной рекламе – это средство визуализации самого предприятия. ТОО «Эврика» или «КТЖ», например, пишут же «Казахстан темир жолы». И также «Эврика» пишет не «ТОО «Эврика», а просто «Эврика». Аналогично «Мега». Они тоже в числе плательщиков. «Централ парк» то же самое, и рядом кафе «Жетi тандыр» – это торговая марка. Предприниматели обратились к нам». Акенов даже спросил у чиновника, неужели теперь и самой Палате предпринимателей придётся платить налог за название, которое также состоит из больших объёмных и светящихся букв над козырьком? Чтобы не продолжать словесную перепалку, которая не приближала, а почему-то лишь отдаляла стороны от истины, было решено организовать совместные рейды членов совета, прокурора и чиновников по объектам бизнеса, некоторые из которых, как оказалось, даже получили предписания о выплате неких денежных штрафов за неуплаченные налоги.

Причём, по словам Кайрата Акенова, эти предписания вручались предпринимателям от имени горархитектуры. Другой вопрос, который просили решить рекламисты, – это избавить их от уплаты налога на несуществующую либо же городскую рекламу, последнюю они, мол, из добрых побуждений размещают на принадлежащих им конструкциях совершенно бесплатно. Говорят, всё началось только с сентября 2018 года, а некоторые фискалы пошли ещё дальше – стали начислять налоги даже за пустые места, где ещё не установлена рекламная конструкция.

Предприниматели возмущены тем, что налоговики вдруг стали рассматривать принадлежащие им пустующие щиты как рекламу и требовать заплатить налог. То, что такие конструкции не приносили доход, инспекторов не интересовало. «Налог начисляется, есть там реклама или нет, президент ли там висит или «Рухани жангыру» там висит, налог начисляется полностью. Я считаю, что это неправильно. Потому что мы поддерживаем местные компании, к примеру пару компаний, которые лекарства рекламируют, бесплатно мы их размещаем, это, мне кажется, неправильно», – подчеркнул председатель Ассоциации рекламных агентств региона Абдугани Сейдуалиев.

В ассоциацию сейчас входят 80% из 30 рекламных агентств города и области, предоставляющих услуги по размещению наружной рекламы. И снова сказались разночтения одной и той же статьи Налогового кодекса. Рекламисты её трактовали в свою пользу, мол, пустые рекламные конструкции не являются предпринимательской деятельностью, а значит, не должны облагаться налогом. В соответствии со ст. 606 Кодекса РК о налогах и других платежах в бюджет (Налоговый кодекс), размер платы исчисляется исходя из ставок платы и фактического срока размещения наружной (визуальной) рекламы. То есть начисление должно производиться на фактически размещённую рекламную информацию.

Однако члены общественного совета в этом вопросе бизнесменов не поддержали, сославшись на их личные финансовые риски. А специалисты горархитектуры «поняли» статью кодекса совсем иначе, по их словам, фактический срок начинается с момента получения разрешения на установку рекламной конструкции.

«Нам поступил конкретный ответ из Департамента налогообложения из Астаны. Есть реклама или нет на ней, налоги должны взиматься согласно выданным разрешениям. На данный момент около 300 конструкций имеют разрешения, и согласно им мы подаём сведения. А сколько скрывают, не подают данные, а конструкция стоит, и реклама висит, но они не указывают. А мы подаём начисления согласно выданным разрешениям. Даже в случае отсутствия рекламы», – добавил руководитель отдела рекламы Управления архитектуры Алибек Бакиров.

Всего же, по информации чиновника, в городе было 630 рекламных конструкций: скроллеры, LED-экраны, билборды. После поручения акима Шымкента 243 из них были демонтированы за нарушения условий установки: отсутствие разрешений от горархитектуры или изготовленные кустарным способом.

Алибек Бакиров даже предоставил фотографии, где неправильно установленные билборды падают на машины и тротуары от порывов ветра. Теперь, уверяют бизнесмены, Управлением архитектуры и градостроительства города Шымкента предпринимаются все усилия, чтобы не выдавать разрешения на рекламные конструкции типа билбордов, флексбордов, хотя прямого запрета на установку данного вида конструкций законом не предусмотрено.

Кроме того, из пояснений субъектов предпринимательства следует, что сотрудники архитектуры устно навязывают им приобретать дорогостоящие конструкции зарубежного производства, что идёт вразрез с политикой поддержки местных товаропроизводителей.

Присутствующий на совещании прокурор Батыр Ергешев пообещал также провести собственную проверку и дать ответ о законности всех требований в течение недели. Также, по его словам, для облегчения работы в этой сфере рекламных услуг рассматривается вопрос об увеличении срока выдачи разрешений на наружную рекламу с одного года до пяти лет.