Отечественные предприниматели не выдерживают конкуренции с узбекистанскими…
Палата предпринимателей Шымкента составила карту проблем бизнеса Шымкента и Туркестанской области. В качестве главной преграды увеличения экспорта в Узбекистан и основной причины неравноправной конкуренции указаны действующие там акцизы на импорт, которые намного дешевле аналогичных казахстанских таможенных платежей, сообщает kursiv.
Львиную долю в общем объеме проблем, заявленных предпринимателями, занимают вопросы экспорта в Узбекистан. На фоне роста двухсторонних торгово-экономических отношений для производителей Шымкента и Туркестанской области, граничащих с Узбекистаном, открылся прямой доступ к 30-миллионному рынку сбыта. В свою очередь для узбекистанских товаропроизводителей открылся выход на рынки России, Китая и других стран. Узбекистан стал главным торговым партнером Шымкента и Туркестанской области. В прошлом году взаимная торговля с ним составила более 30% от всего внешнего товарооборота региона.
Между тем, как сообщил «Къ» замдиректора палаты предпринимателей Шымкента Данияр Дармен, увеличению доли экспорта казахстанской продукции в Узбекистан препятствуют действующие там налоговые нагрузки. Так, по его данным, если при экспорте отдельной алкогольной продукции акциз в РУ для казахстанских предпринимателей составляет 2331 тенге, то при импорте такой же продукции узбекистанский бизнес платит акцизный налог в 2000 тенге. В среднем разница в акцизах на коньяк, винные и пивные напитки составляет от 1000 до 4500 тенге в пользу Узбекистана. Ставка акцизного налога на безалкогольные напитки в РУ сейчас составляет 25% от таможенной стоимости товара, на пиво солодковое — 50% от таможенной стоимости товара, в то время как в Казахстане акцизов на такие товары из Узбекистана вообще нет. «При таких обстоятельствах нашим производителям абсолютно невозможно конкурировать с узбекистанскими», — констатировал Данияр Дармен.
Помимо производителей алкогольных и безалкогольных напитков, от акцизов страдают и предприятия других сфер. «К примеру, единственный отечественный производитель керамических изделий ТОО «ЗЕРДЕ-Керамика» испытывает большие трудности в сбыте продукции, конкурируя с дешевыми изделиями из Узбекистана, — рассказал собеседник издания. — Дешевизна узбекской продукции обусловлена отсутствием пошлин на ввоз сырья, дешевой рабочей силой и низкой ценой на коммунальные услуги. При этом правительство Узбекистана, защищая свое отечественное производство, ввело 10-процентный акциз на импорт керамических изделий. Поддержка правительством Узбекистана своих производителей позволяет беспрепятственно экспортировать в Казахстан большой объем продукции. Поэтому необходимо защитить отечественный рынок керамических изделий».
В защите нуждаются также две отечественные ковровые фабрики ТОО «Назар-Текстиль» и ТОО «Бал-текстиль», находящиеся в таком же положении. Много лет они поднимают вопрос неравноправных условий работы с узбекистанскими конкурентами. Определенные изменения произошли: акциз на импорт ковровых изделий в 30% был снижен вдвое. Однако, как считают в палате предпринимателей, работу в этом направлении надо продолжить и усилить.
Так как суть проблемы у группы экспортеров, ориентирующихся на узбекистанский рынок, одна, путь решения по всем отраслям Палата предпринимателей предлагает тоже один. Так министерствам национальной экономики, финансов, по инвестициям и развитию предлагается рассмотреть на уровне Правительств РК и РУ вопрос снижения акцизного налога в Узбекистане на экспортируемые казахстанские товары.
Двустороннего решения также требует проблема загруженности границы, не позволяющая в полной мере развивать туризм между Казахстаном и Узбекистаном. «Члены ассоциации «Центр развития индустрии туризма ЮКО» заявляют о том, что пеший проход туристами границы занимает очень долгое время, — проинформировал замдиректора палаты. — Зарубежным туристам, желающим посетить Казахстан, приходится стоять в очереди существенное время, среди трудовых мигрантов, и часто становиться свидетелями неприятных ситуаций».
Данияр Дармен полностью поддерживает такое мнение. Основываясь на личном опыте, он говорит, что шанс пройти границу быстро, за 15-20 минут, есть только ранним утром — в 6-7 утра. В более позднее время суток придется выстаивать по несколько часов.
«В связи с открытием границы увеличился поток пересекающих ее лиц и товарооборот, — отметил г-н Дармен. — Но пропускная мощность постов с этим пока не справляется. Они требуют модернизации для увеличения грузовых и туристических потоков. Вскоре планируется ратифицировать договор о взаимном признании виз. И к нам может хлынуть большой наплыв туристов из зарубежных стран, приезжающих в Узбекистан и желающих посетить нашу страну, в частности, наши культурно-исторические памятники. И если эта проблема с границей не решится, будет просто позорная ситуация. Существующий порядок прохождения туристов и гостей может ухудшить восприятие имиджа региона и государства в целом. Поэтому необходимо решить вопрос об упрощенном прохождении туристами госграницы между Узбекистаном и Казахстаном. Это может быть открытие «зеленого коридора» на КПП или создание специального «окна» для граждан третьих стран и туристов из Узбекистана, в том числе групповых».
Тем временем АО «Кентауский трансформаторный завод» испытывает сложности в поставках своих товаров на территорию России. «Самым актуальным для предприятия является вопрос аттестации продукции для прямого участия в тендерах на территории РФ, — рассказал Данияр Дармен. — Однако в Казахстане нет соответствующих лабораторий для прохождения требуемой аттестации, а проведение подобных испытаний в РФ требует больших расходов и занимает от 3 до 5 лет. Меж тем, именно отсутствие аттестации в АО «РОССЕТИ» является основной причиной отклонения заявки».
По его мнению, в данный момент политика протекционизма и поддержки местных товаропроизводителей создает искусственные барьеры для внешних поставщиков из-за отсутствия сертификатов российских стандартов. Для решения этой проблемы необходимо разработать и принять технический регламент Таможенного Союза на высоковольтное оборудование и создать сертификационно-испытательные базы в РК.
В свою очередь проблема шымкентского завода смазочных материалов ТОО «Hill Industrial Lubricants & Liquids Corporation (HILL)» заключается в действующем межправительственном соглашении между РК и РФ о торгово-экономическом сотрудничестве в области поставок нефти и нефтепродуктов. Оно устанавливает запрет на экспорт из Казахстана за пределы территории ЕАЭС перечня продукции, в том числе выпускаемой этим предприятием. И это является одной из причин, по которой завод не может выйти на полную проектную мощность — в 70 тыс. тонн в год. Сейчас там выпускают порядка 58 тыс. тонн, то есть предприятие загружено на 80 %.
Как сообщил собеседник, решить вопрос можно, если предоставить предприятию квоты на вывоз масел и смазок и внести поправки в приказ Министерства энергетики от 26 июня 2015 года № 437. В частности, исключить из перечня ТН ВЭД (товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС – ред) ряд кодов товаров.
В карте проблем бизнеса на данный момент фигурируют девять проблем, собранных на основании обращений предпринимателей. Большая часть из них относится к так называемым системным, которые нельзя решить на местном уровне.
«Несмотря на разговоры о необходимости конкурентного рынка, отечественных производителей надо поддерживать, — резюмировал собеседник «Къ». – Речь не идет о каких-то ограничениях или запретах для зарубежных товаропроизводителей, а о создании равных одинаковых условий для отечественных предпринимателей. Или – создании для них лучших условий, как это делается в России. Такая поддержка приведет к экономическому росту. По большому счету, экспортоориентированные предприятия приносят деньги извне, которые не подвязаны на тендера. Например, на те же ковры не бывает никаких тендеров – ими только торгуют. А это и есть двигатель экономики. Поэтому для защиты казахстанских производителей надо решать все возникающие перед ними проблемы быстро, по мере их появления. А также анализировать и прогнозировать ситуацию за несколько лет вперед. Например, появляется информация о том, что соседняя страна начинает строительство какого-то производства и вводит его в эксплуатацию через 5 лет, значит, нам надо принимать меры, чтобы к этому времени мы не оказались от них зависимыми».