В Шымкенте с незаконными платными парковками власти намерены с помощью интеллектуальной системы.
100-150 тенге за сохранность машины. Это средняя ставка на стоянках Шымкента. При этом не всегда установленная такса за парковку является законной. Это признают и сами сборщики платы.
Не секрет, что проблема с платными стоянками общая для всего Шымкента. Сегодня подобных платных мест в городе — множество. Ограничение под колесами, разметка и табличка с указанием «Платная автопарковка», сборщик денег, — вот главные атрибуты частных парковок.
Незаконный бизнес часто процветает возле рынков,парков, общественных учреждений, и нередко такой навязчивый сервис становится причиной аварий, пробок, автомашины мешают движению общественного транспорта и спецмашин.
Бороться с беззаконием власти намерены с помощью интеллектуальной системы. На 20 оживленных участках города появятся умные парковки. Перед запуском проекта,специалисты социально-предпринимательской корпорации АО «СПК «Shymkent» провели маркетинговое исследование.
«Мониторинг показал, что вопрос упорядочения парковок назревал давно. Теперь наша главная цель проекта — разгрузить улицы города, ускорить сообщение, предотвратить ДТП, повысить комфортность и безопасность передвижения в городе.
Ожидается, что паркоматов не будет, а вместо этого будет специальная интеллектуальная система, которая обеспечит прозрачность работы парковочных зон, взаимодействие между ДВД, коммунальными службами, платежными системами, подсистемой информирования водителей, службой эвакуации. Реализацией проекта умных парковок займется ТОО «Shymkent-Parking». Следует отметить,что проект на основе государственно-частного партнерства. Общая стоимость проекта — 109 млн тенге. Доля СПК Shymkent в нем 49%. Доля частной компании ТОО «Ак жол» 51%», — отметила Сайра Амантаева, пресс-секретарь АО «СПК»Shymkent».
Перед реализацией проекта специалисты подсчитали количество транспортных средств в городе. Их оказалось более 340 тысяч. При этом 275 тысяч из них — легковушки.
«В советское время расчётный уровень автомобилизации составлял 60 авто на 1000 жителей. Сегодня в среднем на тысячу жителей приходится более 300 авто. При этом показатель обеспеченности стоянками и парковками составляет менее 10%. 9 из 10 автовладельцев постоянно сталкиваются с проблемой, куда припарковать машину. К слову, вырученные СПК средства полностью пойдут на развитие социального предпринимательства, а именно на решение проблемы парковки во дворах города. Это большая проблема, владельцы квартир вынуждены устанавливать шлагбаумы, цепи и другие преграды, чтобы к ним во дворы не заезжали другие авто. Мы приняли это во внимание, и собираемся найти решение этой проблемы», — сообщила пресс-секретарь АО «СПК»Shymkent» Сайра Амантаева.
Проект будет сначала реализован в тестовом формате. Это нужно для того, чтобы учесть всю нюансы для эффективной работы. К слову, ее аналогов в Казахстане нет, -говорят авторы. Система была опробована в Минске. Когда умные парковки появятся, то у автовладельцев будет несколько способов оплаты. Это терминал оплаты, посредством смс, через сайт системы и мобильное приложение. А вот следить за балансом каждого авто будет специальный инспектор.
Жанат Тохтарбай