Корзина с продуктами

Из года в год только и слышно: поднялись цены на бензин, повысился тариф на комуслуги, вновь подорожало мясо, хлеб, масло. Да сколько можно.

Есть ли кто-то, кто хоть бы слово сказал против, потребовал бы вразумительных объяснений? Наверное, есть такие люди. По меньшей мере, они должны быть. Один из них — наш бывший земляк — Фарид Акбердиев. Год назад газета РАБАТ уже публиковала текст его обращения к Главе правительства страны Аскару Мамину по поводу повышения цен. Статья называлась «Цифры не лгут. Но цифрами можно». Год прошел, а проблема осталась — рост цен удержать не удалось. На заседании Правительства по итогам года Президент сказал, что акимы и Правительство провалили исполнение его поручения и снижении цен на продукты питания.

Предлагаем вниманию читателей  запрос Фарида Аминовича по поводу роста цен на продукты питания, на этот раз он направлен в Сенат.

 

«Председателю Сената Парламента

Республики Казахстан

Д. Н. Назарбаевой

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Обращаюсь к Вам, как руководителю Сената, которая принципиально ставит вопросы руководителям государственных структур, которые не совсем компетентно исполняют свои обязанности.

После обращения с этим вопросом и получив очередную отписку от Министра национальной экономики РК, решил обратиться к Вам. Правда не надеюсь, что мое письмо дойдет до Вас. Но все мои три вопроса очень волнуют людей.

Вопрос первый.

Люди удивляются, когда из уст Министерства национальной экономики узнают, что инфляция составляет 5-6%. Но, придя в магазин и покупая продукты, чувствуешь, что кошелек опустел на 30-50% от прошлого года при покупке одних и тех же продуктов. Значит и инфляция составляет 30-50%. В ответе из Министерства национальной экономики РК мне популярно объяснили, что я неправильно считаю. А они, по их мнению, считают правильно: берут 508 наименований продукции, выпускаемых в Казахстане, и по их цене высчитывают инфляцию. Среди этой продукции: золото, автомобили, нефть, локомотивы и т.д. Но я ставил вопрос об инфляции на продукты питания первой необходимости, входящих в потребительскую корзину. А их 43 наименования (хлеб, мясо, масло, лук, крупы и т.д.). Разве не интересно Правительству знать «народную» инфляцию? А ведь рост цен на продукты питания очень волнуют людей.

Отсюда вытекает второй вопрос:

Вас, Дарига Нурсултановна, вводят в заблуждение или они сами не знают, что в Кодексе Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» предусмотрен механизм регулирования цен на продукты питания. В Кодексе имеется статья 202 «Превышение размера предельно допустимых розничных цен на социально-значимые продовольственные товары», которая предусматривает, в соответствии с законодательством Республики Казахстан о регулировании торговой деятельности, – штраф в размере 100 месячных показателей, то есть 252 500 тенге на субъекты внутренней торговли.

Если правонарушение допущено повторно в течение года после наложения административного взыскания – это влечет штраф в размере 200 МРП, то есть 505 000 тенге.

Полагаю, что, например, для хозяина хлебзавода это будет значительным наказанием. Этот штраф может наложить представитель местного исполнительного органа, то есть акимат.

Но вся загвоздка в том, что акимы не могут наложить штраф, так как Правительство не издало подзаконные акты, предусматривающие размеры цен на продукты питания первой необходимости. В общем, статья не работает. И как всегда нет виноватых. Очень надеюсь, что Вы приведете в чувство виновных лиц.

 

И третий вопрос. Статья 405 Кодекса об Административных нарушениях РК, не работает. Это «Несоблюдение предельной торговой надбавки при реализации механизмов стабилизации цен на социально значимые продовольственные товары», которая влечет штраф на юридических лиц в размере 250 МРП. А это 631 250 тенге.

Нигде в СМИ не услышал, не увидел сообщения о действии этих статей.

 

Уважаемая Дарига Нурсултановна!

Я очень надеюсь, что Ваши вопросы по бездействию этих статей кое-кого поставят в тупик и прибавят весомый авторитет Парламенту, как защитнику интересов людей, которые мерят инфляцию по размеру своей не очень высокой зарплаты, пенсии, пособий.

Вообще могу сказать, что акимы всех уровней недостаточно пользуются Кодексом об административных правонарушениях, который может привести в чувство любой хозяйствующий субъект, нарушающий законы общежития в государстве и портит настроение людям.

Говорю об этом, так как будучи заместителем акима г. Шымкента, руководителем аппарата акима ЮКО, директором департамента Министерства, начальником управления МСХ использовал Кодекс как механизм принуждения к порядку неуважающих его. За время нахождения на госслужбе проходил курсы повышения квалификации, изучал законы, но нигде нет в программе темы о практическом применении Кодекса, да и других законов.

Выйдя недавно на пенсию, решил обратиться к Вам, как к деятельному политику, зная, что Вы предпримите все меры, чтобы Кодекс работал, пополнял бюджет штрафами, а средства не уходили куда-то в сторону. Надеюсь получить ответ.

С уважением, Фарид Аминович Акбердиев

г.Нур-Султан.

 

ОТВЕТ ИЗ МИНИСТЕРСТВА

«Министерство национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ), рассмотрев Ваше обращение, поступившее от Заместителя Канцелярии Премьер-Министра Республики Казахстан Скляр Р.В. № 17-10/ ЖТ-А-5429 11-10/ЖТ-Е-377,1 от 24 декабря 2019 года, относительно роста цен на продовольственные товары, сообщает следующее.

По первому вопросу

Цены на продовольственные товары за прошедший год выросли на 9,6%, в частности:

— хлебопродукты и крупяные изделия увеличились на 16,1%, в том числе на муку – на 27,3%, крупы – на 25,3%, рис – на 21,6%, хлеб – на 16%, макаронные изделия – на 13,4%, булочные и мучные изделия – на 9,3%.

— мясо и мясопродукты подорожали на 13,2%, в том числе на баранину – на 16,9%, говядину – на 16,2%, конину – на 15,4%, мясо птицы, свинину – по 11,6%, изделия из мяса – на 10,3%, колбасы – на 7,4%.

— яйца повысились на 11,9%, молочные продукты – на 6,4%;

— масло сливочное подорожало на 11,3%.

В то же время, отмечено снижение цен на сахар-песок на 22,4%.

Продовольственная корзина величины прожиточного минимума (далее- ВПМ), состоящая из 43 наименований (мясные, молочные, масложировые, хлебные, плодоовощные их виды, яйца, сахар, чай и специи), рассчитывается путем умножения научно-обоснованных физиологических норм потребления продуктов питания, входящих в продовольственную корзину для различных половозрастных групп населения, на средние розничные цены по состоянию на текущий месяц.

В декабре 2019 года величина прожиточного минимума (ВПМ) по республике, в среднем на душу населения составила 29 721 тенге и относительно декабря 2018 года увеличилась на 12,4%. В ее структуре стоимость продуктов питания занимает 16346 тенге, непродовольственных товаров и услуг – 13375 тенге.

По второму вопросу

В соответствии со статьей 8 Закона «О регулировании торговой детальности» акиматы наделены компетенцией по установлению пороговых и предельных цен на социально-значимые продовольственные товары (СЗПТ). Соответствующий алгоритм действий регламентирован Правилами установления пороговых значений розничных цен на СЗПТ и размера предельно допустимых розничных цен на них
(Приказ и.о. Министра национальной экономики РК от 30 марта 2015 года № 282).

Пороговые цены утверждаются акиматами ежегодно в январе на текущий год, которые являются прогнозными и устанавливаются с целью их мониторинга и наблюдения.

Решения о принятии предельных цен местными исполнительными органами (МИО) осуществляются комиссионно, превышение которых влечет административную ответственность.

В частности, на основании статьи 202 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» (далее — Кодекс) на субъект торговой деятельности при превышении предельных значений налагается административный штраф в размере 100 МРП, за повторное превышение в течение года — 200 МРП.

Необходимо отметить, что практическая реализация по установлению предельных цен затруднена ввиду особенностей принятия правовых актов.
В настоящее время Министерством торговли и интеграции Республики Казахстан (далее — МТИ) прорабатывается вопрос внесения поправок в Закон «О правовых актах» в части оперативности утверждения предельных цен на СЗПТ.

Согласно закону, проект нормативного правового акта по установлению предельных цен требует согласования с общественным советом, НПП «Атамекен» и проведения ряда других действий, затягивающих принятие решение акимата. В среднем данная процедура занимает 25 дней.

По третьему вопросу

В соответствии с пунктом 20-1) статьи 1 Закона Республики Казахстан «О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий» (далее — Закон) механизм стабилизации цен на СЗПТ это: деятельность стабилизационных фондов; предоставление займа субъектам предпринимательства.

Согласно пункту 3 статьи 19-4 Закона, аким области, города республиканского значения, столицы образует комиссию по обеспечению реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ и утверждает ее состав.

Пунктом 4 статьи 19-4 Закона установлена компетенция Комиссии по определению перечня продовольственных товаров, закупаемых в региональный стабилизационный фонд, продовольственных товаров и предельной торговой надбавки по ним в целях реализации механизма по формированию и использованию стабилизационных фондов продовольственных товаров.

Таким образом предельная торговая надбавка при реализации механизмов стабилизации цен устанавливается только при формировании и использовании стабилизационных фондов.

Вместе с тем, согласно пунктам 30 и 33 Типовых правил реализации механизмов стабилизации цен на СЗПТ, утвержденных Приказом Министра сельского хозяйства Республики Казахстан (далее- МСХ) от 29 июля 2019 года № 280 реализация нового механизма стабилизации цен (предоставление займа субъектам предпринимательства) осуществляется на условиях возвратности, обеспеченности и платности путем заключения договора займа. В данном случае стабилизация цен обеспечивается путем установления специализированной организацией фиксированных сниженных розничных цен на СЗПТ.

Таким образом, статья 405 Кодекса «Несоблюдение предельной торговой надбавки при реализации механизмов СЗПТ» применяется только в отношениях нарушений при формировании и использовании региональных стабилизационных фондов продовольственных товаров специализированными организациями (Перечень специализированных организаций, реализующих механизмы стабилизации цен на СЗПТ утвержден постановлением Правительства № 1279 от 9 октября 2012 года).

Дополнительно сообщаем, что согласно протокольному поручению Премьер-Министра, данного 22 ноября 2019 года на заседании Правительства Республики Казахстан, МТИ, МНЭ, МСХ, а также местными исполнительными органами разрабатывается Пакет краткосрочных и среднесрочных мер по сдерживанию цен на СЗПТ.

Наряду с этим, в целях недопущения нарушений законодательства в области защиты конкуренции антимонопольным органом в 2019 году назначено 8 расследований в отношении субъектов рынка, осуществляющих реализацию хлеба, гречневой крупы, сахара, мяса кур, подсолнечного масла.

В адрес субъектов рынка направлено 198 уведомлений о наличии в действиях (бездействии) субъекта рынка признаков нарушения (на рынке реализации плодоовощной продукции, мясо кур, говядины, муки, хлеба, рожек, риса, крупы гречневой, яиц, молочной продукции, масла подсолнечного), а также в связи с публичным заявлением о повышении цен внесено 34 предостережений.

В соответствии с Законом Республики Казахстан «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц», в случае несогласия с решением, принятым по результатам рассмотрения обращения, Вы имеете право обжаловать его вышестоящему должностному лицу либо обратиться в суд.

Вице — министр М. Такиев».