9 октября мировое сообщество отмечает Всемирный день почты. Так уж случилось, что у современного молодого человека слово «почта» почти не связано ни с какими живыми ассоциациями. Ну разве что вспомнит почту электронную, куда можно что-нибудь отправить через email. А уж представить себе отрока, пишущего письмо собственной рукой на натуральном бумажном листе… это вообще невообразимо!
Тем не менее почтовая служба как таковая никуда не делась.
А у нас в Шымкенте, что примечательно, даже ее головной офис никуда не сдвинулся. Как стоял наш «Главпочтамт» на улице Николаевской, затем Советской, а сейчас Казыбек би – так там стоит и до сих пор…
«Почтовый ящик» современности
Разумеется, почта в ее современном виде уже не просто контора, занимающаяся пересылкой писем, посылок и бандеролей. Это разветвленный многофункциональный организм, осуществляющий серьезные финансовые операции. Помимо традиционных почтовых функций, почта берет на себя выплату пенсий и пособий, ведет прием налоговых и коммунальных платежей, предоставляет агентские услуги страховым компаниям и банкам и многое другое. Чтобы сделать все эти опции более быстрыми и доступными, наша «Казпочта» давно перешла на инновационные цифровые рельсы.
И все же иногда закрадывается мысль, что почтовая служба с развитием цифрового прогресса может постепенно потерять свою актуальность. Допустим, уже сейчас большинство граждан получают пенсии, пособия и зарплату, не выходя из дома, через банковские приложения в телефоне. То же самое происходит с «онлайновской» оплатой коммунальных услуг, налогов, штрафов и кредитов. Почтовые послания «вживую» и так почти вышли из оборота… Так не вымрет ли почта под напором новых технологий? Не подвергнется ли забвению, как бывшие когда-то почтовые службы в виде почтовых голубей, ямщиков и дилижансов?
Но, похоже, «Казпочта» не собирается сдавать своих былых позиций в конкурентной борьбе за выживание. Сегодня эта национальная компания является дочерним предприятием крупного холдинга «Самрук-Казына», которая как раз и славится своими нестандартными решениями в преодолении любых кризисных явлений, а значит, будет и впредь подстраиваться под реалии нынешнего времени.
К примеру, «Казпочта» с недавних пор взяла на себя чисто банковские функции, где выпускаются собственные платежные карты. Они ничем не отличаются от таких же карточек банков второго уровня и созданы на базе двух международных систем – VISAи MasterCard. По этим картам можно получать и пенсии, и пособия, и зарплату.
А для виртуального управления личными накоплениями создано мобильное приложение Post.kz, в котором имеется информация о всех финансовых движениях клиента. Через это бесплатное мобильное приложение можно заранее забронировать время посещения отделений «Казпочты», сделать денежный перевод, оплатить услуги операторов мобильной связи, коммунальные услуги, а если понадобится, то отследить путь следования посылки, бандероли или заказного письма в любой точке мира.
А еще наша почта является участником системы мгновенных платежей (СМП), что позволяет делать быстрые и срочные переводы по номеру телефона в любое удобное время, причем комиссионный сбор составит всего 1 тенге вне зависимости от суммы перевода.
Поэтому не стоит удивляться, что отделения «Казпочты», а их у нас в Шымкенте более 30-ти, никогда не пустуют. Через кассовое окно здесь можно бесплатно оплатить налог на имущество, земельный и транспортный налоги, осуществить плату за использование особо охраняемых территорий республиканского и местного значения, за проезд автотранспортных средств по территории РК, за проезд по платным автодорогам местного значения и совершить многие другие платежные операции. Там же можно купить железнодорожные билеты, SIMкарты, марки. И все это быстро, бесперебойно, без очередей!
Несмотря на все нововведения, наша почта продолжает исправно выполнять свои традиционные функции: отправлять адресатам письма, посылки и бандероли в любую точку мира. Эти услуги до сих пор не утратили своей актуальности, а может, даже стали еще более необходимыми в связи с активным шопингом населения через многочисленные интернет-магазины. «Казпочта» сумела и здесь усовершенствовать свою работу, предоставляя своим клиентам курьерскую службу EMS(ExpressMailService) – очень быстрый и надежный способ доставки корреспонденции и посылок любой габаритности. Эта услуга проста и прозрачна: почтовый курьер сам заберет предмет доставки в удобном для отправителя месте и доставит другому адресату прямо домой, где бы тот ни находился. Доставку и вручение можно отслеживать с помощью трек-номера в приложении Post.kz, которое просто необходимо установить ярым приверженцам интернет-покупок.
Очень важен и тот факт, что, помимо небольших посылок, «Казпочта» четко отладила механизм доставки и очень крупных по объему предметов. Сейчас нет никаких проблем отправить в любую часть мира, допустим, мебель, ковры, бытовую технику, да хоть какой крупногабаритный груз через почтовое отделение в районе железнодорожного вокзала. И будьте уверены в его благополучной пересылке.
И, наконец, скажу о газетах и журналах, что очень важно для читающих масс, ибо 10 октября оживленно прошел и День подписчика! Теперь «Казпочта» подписной кампании уделяет достаточно важное место. Подписку на любое периодическое издание можно быстро оформить в любом отделении почты и оплатить хоть наличными, хоть безналичным расчетом.
Почтальоны по-прежнему «в ходу»
За всеми достижениями почтового ведомства – со всеми его электронно-цифровыми
нововведениями – стоят вполне конкретные люди, которые обеспечивают прогрессивное развитие отрасли. Я не имею в виду программистов и маркетологов, без которых успех на рынке связи, да и на любом рынке, сейчас невозможен. Хочу напомнить о рядовых тружениках этой службы, на которых ложатся все тяготы повседневной почтовой работы. Доставить любую корреспонденцию своевременно, причем в любую погоду, иногда только лично в руки – их прямая должностная задача.
И никого не волнует, что некоторые почтовые отправления им удается вручить только с третьей попытки. Сколько раз им приходится упираться в запертую домофонами дверь подъездов, которую никто, кроме адресата, им не хочет открывать?! Сколько ступенек в высотных домах им приходится пересчитывать, чтобы добраться до нужной квартиры?! Тем из них, кто обслуживает благоустроенный центр, еще повезло – им хотя бы грязь месить в ненастье не приходится. А каково работать на окраинах города, куда порой и автобусы редко заезжают?!
Может показаться, что речь идет о почтальонах из далекого прошлого, которые «с толстой сумкой на ремне» разносили людям газеты, журналы и письма. Это были времена, когда понятие «почтовый ящик» имело вполне осязаемую предметную форму. Эти металлические ящики порой были забиты до отказа и чуть ли «не распухали» от избыточных вложений. Я еще помню, с каким предвкушением и замиранием сердца мы открывали крошечным ключиком это заветное вместилище: а вдруг там долгожданное письмо?
Ну, отвлечемся от лирики и вернемся к нашим реалиям, о которых хорошо знают наши нынешние почтальоны. Эта профессия до сих пор необходима людям, особенно старшего поколения, которых не коснулось ни засилье цифровизации, ни компьютерный прогресс.
К моему удивлению, мои собеседницы из почтового отделения №5, что на улице Аскарова, ничуть не боялись говорить то, что думают. Надежда Тимофеевна Саханова работает почтальоном 42 года и еще помнит те времена, когда люди их ждали с радостью и открытым сердцем. Когда у них была неплохая, а главное – фиксированная зарплата, а не «сдельная», как сейчас. Когда почтальонам государство оплачивало больничные листы, начисляло отпускные, даже выделяло деньги «на обувь», логично полагая, что пешая работа почтальона обувь изнашивает вдрызг. Когда-то им оплачивали и проезд на общественном транспорте, и телефонный тариф. А что происходит сейчас?
«Личных писем сейчас уже почти никто не пишет, – говорит Надежда Тимофеевна, – в основном мы рассылаем письма заказные с вложениями официальных документов, которые требуют подлинников, а не их цифровых вариантов.
Года четыре назад нас вывели из штата, теперь мы работаем по трудовым договорам, сейчас мы называемся «пешими курьерами» без обязательного для штатников социального пакета. Из чего складываются наши доходы? Например, за доставку каждого письма в первый же день мы получаем 85 тенге, если со второго раза (а это часто бывает) – 55 тенге. За разноску газет и журналов вообще получаем по 12 тенге – это самая дешевая услуга. Мы, конечно, и рады бы вручить корреспонденцию как можно раньше, но мешают разные причины: то хозяина не оказалось дома, то сосед отказывается передать адресату письмо. В таких случаях мы вынуждены оставлять у дверей извещение, мол, вам пришло письмо. Адресат, конечно, потом придет на почту, заберет свое письмо, но это засчитывается уже как «вторая доставка», и мы остаемся внакладе. Пока нас держит на плаву лишь тот факт, что за каждый выход на свой участок нам обязательно выплатят 2 500 тенге, но это в том случае, если будет хоть какое-то количество доставленных писем».
«Обидно и то, – добавляет Адель Ринатовна Андреева, – что даже из тех денег, которые нам удается заработать, у нас удерживают 23 процента разных налогов – страховочных, пенсионных, подоходных, а это не так уж и мало при наших небольших доходах. Обидно и то, что престиж нашей профессии с каждым годом падает. К начальству от населения приходят какие-то вздорные жалобы: то не там ты извещение оставил, то не так на них посмотрел, то не так поздоровался. Люди нас стали воспринимать как некую прислугу, с которой можно вести себя свысока и как угодно. Дело дошло до того, что нас заставляют от клиента приносить какие-то расписки: мол, мы никаких претензий к почтальону не имеем. А это, знаете, уже как-то унизительно…»
Тем не менее мои собеседницы, несмотря ни на что, очень любят свою работу. Главное, говорят они, мы постоянно общаемся с разными людьми, чаще добрыми, приветливыми и отзывчивыми. Это позволяет нам не замыкаться в себе, постоянно впитывать новые впечатления и буквально бодро двигаться вперед по жизни и любимому городу…
Елена Летягина