Культурный разгром: критика, отставки и миллиардные убытки

24

Пост «Неудачные дела Сарсена», опубликованный в социальных сетях поэтессой и писательницей Ханбиби Есенкаракызы, вызвал бурю обсуждений и стал поводом для экстренного брифинга в информационно-коммуникационном центре Шымкента.

Заместитель акима города Сарсен Куранбек, курирующий сферы образования, спорта и культуры, выступил с ответом на критику и раскрыл детали проблем в культурной сфере мегаполиса.

Комментируя создание концертного объединения, которое, в том числе, стало предметом споров, Сарсен Куранбек пояснил, что в Шымкенте, третьем по величине городе страны, долгое время не было филармонии.

Сарсен Куранбек, заместитель акима г. Шымкента: «Раньше у нас в городе не было филармонии, поэтому мы создали концертное объединение и назвали его «Шымкентконцерт». По закону, второе название такого объединения – филармония. Мы решили, что крупному мегаполису, каким является Шымкент, филармония просто необходима».

Однако, на этом проблемы не заканчиваются. Чиновник также прокомментировал уход с должности директора и художественного руководителя казахского драматического театра имени Жумата Шанина. По словам замакима, они уволились по собственному желанию, но за этим стоят неутешительные показатели работы театра.

Сарсен Куранбек, заместитель акима г. Шымкента: «В 2023 году театр под руководством последнего директора поставил всего 1 премьеру и 28 спектаклей. Для сравнения: узбекский драматический театр за тот же период представил 7 премьер и 95 постановок, русский драматический театр – 6 премьер и 110 спектаклей, а районный дом культуры – 6 премьер и 115 спектаклей. Театр с 95-летней историей и такие показатели… Стыдно? Безусловно. Поэтому вопрос об отставке был закономерен».

Но и это не все. Выяснилось, что некоторые актеры театра в течение трех лет не участвовали в спектаклях, проживая при этом в Алматы и Астане.

Что касается Султана Исраилова, которого Куранбек лично пригласил на должность художественного руководителя, то он успел поставить лишь два спектакля перед своим уходом.

Культурная сфера Шымкента продолжает вызывать вопросы. В городе есть пять музеев, включая историко-культурный комплекс «Шымкала» и музей жертв политических репрессий. Однако, их эффективность оставляет желать лучшего.

Сарсен Куранбек, заместитель акима г. Шымкента: «Музей жертв политических репрессий соответствует своему названию, но из-за малого объема посещений зарабатывает всего 3 миллиона тенге в год. Для сравнения: в Узбекистане местные жители платят за вход 500 тенге, иностранцы – 1000. В результате, их музеи самоокупаемы. А «Шымкала», которую посещает множество людей, с 2022 по 2024 год не заработала ни тиына.

Почему? Все дело в организационно-правовой форме. «Шымкала» – коммунальное госучреждение, а музей жертв репрессий имеет статус коммунального казенного предприятия, что позволяет ему оказывать услуги и получать доход».

В итоге 2,7 миллиарда тенге, потраченные на «Шымкалу», буквально ушли в песок. Более 2800 экспонатов оказались в частных руках. Власти города признают, что ситуация сложная и вместо оптимизации решили «привести дела в порядок».

Остается надеяться, что эти меры помогут Шымкенту восстановить свою культурную репутацию. А пока жители города задаются вопросом: куда исчезают миллиарды и почему культура мегаполиса продолжает находиться в упадке?

Реклама