Дни и ночи открытых дверей. Двери городского туберкулезного диспансера круглосуточно распахнуты как для посетителей, так и для больных.
Избавьте от опасного соседства — с таким криком о помощи обратились к журналистам жители улиц Гоголя и Жылкишиева. Санпропускник в лечебном учреждении пустая формальность. Больные как с открытой, так и с закрытой формами туберкулеза свободно покидают стены больницы.
«Пациенты данного лечебного учреждения по вечерам покидают территорию больницы и разгуливают в ее окрестностях, обивая пороги близлежащих домов с целью получения денег на выпивку, которая беспрепятственно продается (а для пациентов данной больницы отпускается под залог удостоверений личности) в магазине, расположенном в квартире № 3, дома № 45 по ул. Гоголя…» — из письменного обращения в редакцию жителей улиц Гоголя и Жылкишиева (всего 45 подписей).
Малик Карабатыров — пенсионер МВД. А потому грубейшие нарушения дисциплины за гранью его понимания. «Вы не поверите. Больные свободно выходят с территории больницы. Повсюду разбросаны маски. Улицы заплеваны. Но и это не самое страшное. Канализация больницы проходит рядом с водопроводной сетью. Когда забивается, все нечистоты свободно текут по улице. А пути передачи туберкулеза известны. Рано или поздно может произойти вспышка заболевания», — не скрывает возмущения М. Карабатыров.
«Сегодня мы даже детей не выпускаем на улицу. Потому что боимся за их здоровье. Здесь содержатся и люди, выпущенные из мест лишения свободы по болезни. Когда больные так свободно гуляют по улицам, о какой профилактике туберкулеза можно говорить?!» — добавляет Алтынбек Мейрбеков.
Территория гортубдиспансера обнесена забором. Во времена так называемого усиления режима, больные свободно перемахивают через него. В остальные дни пользуются традиционным способом — выходят через санпропускник.
«Как только меняется руководство, так на какое-то время для больных выход на свободу ограничивается. Тогда они лазают через забор. Но уже через пару месяцев все снова повторяется», — рассказывает А. Мейрбеков.
Мы прошли на место и убедились — санпропускник обустроен исключительно для отвода глаз. Кабинка охранника пустовала, а дверь на территорию больницы распахнута. Попасть внутрь не составило особого труда. Охранник показался только спустя некоторое время. Адекватного ответа на вопрос — почему двери открыты мы так и не получили. За все время, что мы были на месте, через санпропускник свободно проходили люди как в ту, так и в эту сторону.
Так, может, зря мы беспокоимся и больные имеют право покидать больницу, когда им заблагорассудится? — поинтересовались мы у заместителя начальника управления здравоохранения ЮКО Галымжана Абиша. И получили категоричный ответ.
«Они не имеют права выходить за территорию больницы», — ответил Г. Абиш по телефону.
Сегодня люди не просто пытаются привлечь внимание к серьезной социальной проблеме, они требуют — закрыть рассадник инфекции.
«Когда-то здесь действительно, было мало домов и на момент открытия диспансера, это было лучшее место. Но сейчас город разросся. Прилегающая к больнице территория застроена. Неподалеку от диспансера расположены школа, колледж и детская больница. Давно уже пора перенести диспансер за пределы города. Мы уже неоднократно обращались и к акиму области и к руководству управления здравоохранения и в «Нур Отан», но нам никто не ответил», — говорит Малик Карабатыров.
Между тем, согласно СниП РК 3.02-08-2010, пункт 5.4. «Специализированные лечебные учреждения для пребывания больных с особым режимом (психиатрические, туберкулезные и другие) следует, как правило, размещать в пригородной зоне или окраинных районах, по возможности — в зеленых массивах, с соблюдением разрывов от селиторной территории не менее 500 м».
Так что требования жителей о переносе гортубдиспансера вовсе не беспочвенны, а имеют под собой веское основание. Мы адресовали вопросы жителей руководству Департамента комитета государственного санитарно-эпидемиологического надзора по Южно-Казахстанской области. В данный момент ждем ответа.