Мне довелось побывать на собрании жильцов одного из домов по улице 1 Мая. Дом, не старый еще (1987 года выпуска), умудрился попасть в список жилья, подлежащего ремонту по программе модернизации ЖКХ. Собрание было не первое, разномастные представители различными методами уговаривали-убеждали-принуждали жильцов дома согласиться на ремонт крыши и подвальных коммуникаций (к слову, другие виды ремонтов даже не обсуждались).
Дом разделился на три лагеря: первые — домком с горсткой товарищей, ратующих за капремонт, пара десятков жильцов — противники «строительного переворота» и большая часть равнодушных — вообще не пришедшие на собрание. Домкома со товарищи понять тоже можно: суммы, предлагаемые в рамках программы модернизации, запредельные, но это практически единственная возможность выудить их из ответственных квартиросъемщиков (в частном порядке это, как правило, не удается сделать вовсе). Противники ремонта — народ не равнодушный к проблемам дома, но резонно считающий, что с такими суммами кредитов ремонтные работы отождествляются с выражениями «золотая крыша» и «бриллиантовый подвал». О драгоценности ремонта чуть позже, а…
ДИАЛОГИ ПОЛУЧИЛИСЬ СЛАВНЫЕ…
Представитель районного акимата (далее — Представитель): Вы не понимаете всех плюсов модернизации. Вам кредит «раскидают» на десять лет, вы и не заметите, как будете платить!
Домком: Все правильно, а то с вас не вытащишь ни на подвал, ни на крышу!
Жители пятых этажей: А у кого она течет? Ни одна квартира не жалуется!
Представитель: Как не жалуется, вот домком ваша говорит, что почти все «текут»…
Минута молчания…
Жители: Почему выбран наш дом, он же еще не старый?
Представитель: Мы предлагаем программу модернизации всем, кто у нас в акимате записан как кондоминиум.
Жители: А у нас нет кондоминиума, мало ли что у вас записано. Вы же понимаете, что все это только на бумаге, а на деле нет ни документов, ни расчетного счета, ни управляющего объектом кондоминиума. У нас даже подписи никто не собрал, согласны мы на кондоминиум или нет!
Представитель: Ничего страшного, мы что-нибудь придумаем, главное, соглашайтесь.
… Увы, «мы что-нибудь придумаем» в случае с государственной программой не прокатит. Видимо, не знает представитель районного акимата, какие пункты являются первоначальными и основными перед началом ремонтных работ.
Первое и, пожалуй, самое главное условие — оформление жилищного кондоминиума, его юридическая регистрация. Второе не менее важное — определение степени износа дома с привлечением экспертных организаций, имеющих лицензию. На оформление кондоминиума, счетов, на различные соглашения и прочую волокиту уйдет не один месяц. Не кажется ли ратующим за ремонт, что к программе модернизации подходить еще рановато? Но на данном собрании уже присутствовал подрядчик с готовой сметой. Безо всяких там ПСД и степеней износа. Лишнее…
Представитель: Да вот, посмотрите, уже и смета готова. И сумма не такая уж большая, как вам кажется…
Жильцы: Озвучьте…
Подрядчик: Семь миллионов тенге.
Минута молчания дубль два. Разделить стоимость работ на каждую квартиру труда никому не составило. Квартир — 70, а значит, по сто тыщ с носа.
Представитель: Ну, это же в кредит! На десять лет!
В принципе, уже даже перед этими словами диалог с представителями власти и строителями жильцам можно было прекратить. Нет кондоминиума — нет соглашения. Но все же нашлись желающие подискутировать, среди жильцов обнаружились профессиональные строители, которых стоимость ремонта повергла в настоящий шок. «Да за такие деньги — почти сорок семь тысяч долларов — мы вам крышу, по меньшей мере, инкрустируем кристаллами Сваровски!» — нервно расхохотались профессионалы. Остальные же жители дома стали быстренько покидать место собрания. И осталась бы тема подвисшей в воздухе, если бы не истеричное домкома: «Не хотите, ваше дело! И без вас все сделаем, нам ваши подписи ни к чему!»
Народ взбодрился: как это не нужны?
Представитель: Если будет 66% подписей за ремонт, остальным придется подчиниться.
Жильцы: Значит, мы соберем 66% подписей против и не будем делать такой дорогой ремонт?
Представитель: Ну что поделаешь, дело добровольное, откажетесь большинством — не будете…
Не солоно хлебавши, агитаторы модернизации покинули собрание, а жильцы — противники ремонта бросились составлять протокол и собирать подписи за отказ от участия в системе модернизации. И этот протокол собрания — не желание совершенно отказаться от ремонта, просто нужно сделать все по уму и получить свое право выбирать, а не принимать навязанное.
Итак, чтобы принять участие в программе модернизации, необходимо полностью пройти процедуру оформления объекта кондоминиума, назначить управляющего и открыть счет. Решением общего собрания (а это не менее 2/3 жителей) определить долевые затраты по каждой квартире, размеры ежемесячных накоплений и платежей. Определить, опять же, на общем собрании, насколько и какие части дома нуждаются в ремонте. Нанять специалистов для составления проектно-сметной документации и утвердить ее общим собранием. И только после этого решать, готовы ли жители конкретно взятого дома тянуть лямку кредита по ремонту.
Или, может, все-таки своими силами? Тем более что будет возможность накопить на общем счету необходимую сумму (в разы меньшую, чем в смете по программе модернизации). Не забыть бы отдельным жильцам обратиться в городской отдел занятости и социальных программ. Специалисты подсчитают доходы и расходы по коммуналке, возможно, будет и жилищная помощь, то есть необходимые для ремонта средства оплатит государство. Главное, знать свои права и пользоваться ими. Тогда слова «мы что-нибудь придумаем» даже не прозвучат.
Но если общее собрание все же решит воспользоваться помощью от государства на основе возврата, алгоритм действий перед вами: