Люди науки нашли способ добывать уран не из земных недр, а из отходов обогатительных фабрик, используя для этого не традиционную серную кислоту, а воду.
Три бочки, два насоса и никаких нанотехнологий. Все гениальное — просто. Эта фраза первой приходит на ум в лаборатории доктора технических наук, члена-корреспондента Российской академии естествознания Рашида Ибрагимовича Батькаева. А между тем вместе со своими единомышленниками ученый готов заставить ахнуть всю атомную промышленность.
«Когда мы начинали эту работу, в наш успех никто не верил. И в «Казатомпроме» всерьез идею эту никто не воспринял, — говорит Рашид Батькаев. — Мы докладывали в свое время начальнику рудоуправления Демехову, но, честно говоря, он тоже не воспринял, потому что всегда говорил, что эта схема слишком простая и не может быть действующей. Я хотел бы доказать со своими ребятами, с нашим институтом, что эта схема работает и она принесет большую пользу Казахстану».
Поверить в открытие ученых, действительно, трудно. Ведь разработанная ими установка решает сразу две огромные проблемы. Во-первых, освобождает Кентау от опасных пылящих отходов обогатительной фабрики, которых в окрестностях города накопилось более пяти миллиардов тонн. Во-вторых, при помощи воды извлекает из этих отходов столько же урана, сколько некоторые предприятия «Казатомпрома» добывают из недр в Созакском районе, закачивая в нашу землю серную кислоту.
«Сто миллиграммов урана на литр — это максимум, что добывает сейчас рудоуправление в Степном, — говорит Рашид Ибрагимович. — То же самое мы можем получить с помощью нашей технологии из отходов Кентауской обогатительной фабрики. Я хочу сказать, что Таукентское рудоуправление получает сейчас порядка 40 миллиграммов на литр. Это у них максимальный показатель. А мы можем получить 80-100, то есть в два раза больше».
В августе ученые планируют провести полевые испытания своей установки. Но уже сегодня изобретатели твердо уверены: более экологичного и более дешевого способа добычи урана еще никто не предлагал.