Предприниматели озвучили свои предложения по разработке Национальной экспортной стратегии

120
В рамках разработки Национальной экспортной стратегии (НЭС) прошли круглые столы с участием городских акиматов, бизнес-ассоциаций, отечественных товаропроизводителей по вопросу развития экспортной деятельности Казахстана
В рамках разработки Национальной экспортной стратегии (НЭС) прошли круглые столы с участием городских акиматов, бизнес-ассоциаций, отечественных товаропроизводителей по вопросу развития экспортной деятельности Казахстана
В рамках разработки Национальной экспортной стратегии (НЭС) прошли круглые столы с участием городских акиматов, бизнес-ассоциаций, отечественных товаропроизводителей по вопросу развития экспортной деятельности Казахстана

В рамках разработки Национальной экспортной стратегии (НЭС) в Алматы, Шымкенте, Уральске, Павлодаре прошли круглые столы с участием городских акиматов, бизнес-ассоциаций, отечественных товаропроизводителей по вопросу развития экспортной деятельности Казахстана. Организатор дискуссионных мероприятий — Национальное агентство по экспорту и инвестициям «KAZNEX INVEST», которое является основным разработчиком Национальной экспортной стратегии Казахстана до 2020 года.

Необходимость этого документа обусловлена ожидаемым масштабным производством товаров по «Карте индустриализации», при которой важно заблаговременно налаживать экспортные каналы и активно продвигать экспорт казахстанских товаров на внешних международных рынках.

Основной целью Стратегии является формирование общенациональной системы поддержки экспорта, результатом которой будет увеличение доли несырьевого экспорта, его географическая и товарная диверсификация.

По оценке экспертов, на сегодня в структуре экспорта Казахстана 70% приходится на нефть и газ, 15%  — черные и цветные металлы. «Зависимость Казахстана при такой структуре экспорта от конъюнктуры узкого перечня экспортных товаров очень опасна, — отметила Фахра Усманова, эксперт Центра исследований прикладной экономики.  — Анализируя все отрасли экономики, мы определили четыре приоритетных направления. Это — химическая промышленность, машиностроение, металлургия и агропромышленный комплекс (пищевая продукция)».

Разработка экспортной стратегии позволит сбалансировать структуру экспорта  и обезопасить экономику страны от влияния цен на международных рынках. Как отметила Светлана Альжанова, эксперт Центра исследований прикладной экономики, разработка НЭС позволит выявить наиболее конкурентоспособные товарные группы, определить с представителями бизнеса «узкие места» в цепочке добавленных стоимостей для оказания целенаправленной и более эффективной государственной поддержки для реализации в полной мере экспортного потенциала страны.

В ходе региональных встреч с отечественными товаропроизводителями разработчики НЭС представили вниманию бизнесменов идейную платформу Национальной экспортной стратегии, рассказали об основных целях и задачах программного документа, при разработке которого будут учитываться мнения, как экспертов области, так и представителей бизнеса. «Это видение Экспертной группы и консультантов, но не менее важным для нас  при создании документа является мнение самих товаропроизводителей, – подчеркнул Мейрам Кажыкен, эксперт Центра исследований прикладной экономики. — Надо понять, что нужно предпринимателям, только бизнес знает, что ему нужно».

Во время дискуссий руководители предприятий делились опытом выхода на новые внешние рынки, а также озвучили проблемные вопросы, которые создают трудности при экспорте товаров. В частности, предприниматели дали предложения по созданию льготных преференций для экспортеров по сдаче налоговой отчетности, сертификации торговой продукции, получении доступа на международные торговые рынки.

Берик Битабаров, коммерческий директор компании «Шымкентцемент», г. Шымкент: «Для нас сейчас фундаментальной проблемой является экспорт нашей продукции в Узбекистан — это основная проблема всех цементников. В то же время узбекский цемент спокойно идет в Казахстан, мы даем им определенные преференции, они заходят с низкими ценами, у них субсидируются газ, свет, нет  проблем с конвертацией. В свою очередь, мы не можем продать ни одной тонны в Узбекистан, мы предлагали им другие схемы, например, продавать цемент в обмен на бартер. Мы готовы конкурировать, мы не боимся конкуренции, но давайте, чтобы эта конкуренция была честной:  вы хотите наш рынок — дайте нам возможность зайти на ваш рынок».

Геннадий Харькин, зам. главного инженера ТОО «Уральский механический завод», г. Уральск: «Необходимость экспортной стратегии, целью которой  является создание конкурентоспособной промышленности, ориентированной на  продвижение несырьевого казахстанского экспорта, очевидна и актуальна. Надеемся, что разработка данного проекта, как единого государственного документа, явится эффективным инструментом, комплексной системой государственной поддержки для отечественных товаропроизводителей и будет способствовать продвижению казахстанских товаров на внешних международных рынках».

По итогам региональных мероприятий были достигнуты договоренности о проведении дальнейших встреч с отечественными товаропроизводителями, об участии предпринимателей в опросах по развитию экспорта, что позволит выстроить систему стимулирования казахстанского несырьевого экспорта, обеспечить предприятия необходимым алгоритмом ведения успешной торговой деятельности.

Справка:

Национальное агентство по экспорту и инвестициям KAZNEX INVEST создано 2 апреля 2010 года решением МИНТ РК на базе Корпорации по развитию и продвижению экспорта. KAZNEX INVEST осуществляет свою деятельность в рамках реализации Программы новой индустриализации (ГПФИИР), являясь национальным оператором системы развития и продвижения несырьевого экспорта и специализированной государственной компанией по привлечению и работе с иностранными инвесторами.

Новости партнеров