Не так страшен наркоз…

200
Прежде чем выбрать метод анестезии, проводится тщательный анализ всех показателей организма
Прежде чем выбрать метод анестезии, проводится тщательный анализ всех показателей организма
Прежде чем выбрать метод анестезии, проводится тщательный анализ всех показателей организма

Она открыла глаза. На самом краешке кровати сидела ее бабушка. «Бабуля? Ты как здесь? Ты же умерла? Где тогда я?» Бабушка ничего не ответила. Только смотрела на нее добрыми любящими глазами. Она огляделась по сторонам: белый кафель, кровати и запах лекарства. «Уф! Я не на том свете! Это больница!» Видение бабушки растворилось в воздухе. Память медленно начала восстанавливать события. Она вспомнила, как над ней склонился доктор и сказал: «Все будет хорошо. Сейчас ты уснешь, а когда проснешься, все уже будет позади». На какое-то мгновение перед глазами появилась желтая пелена и… все. Очнулась уже в палате. Мучившая ее долгое время боль исчезла…

Об операционном наркозе ходит множество слухов: и что люди, находясь под наркозом, видят всякие «странности», и что несут непонятно какую ахинею, и что память потом теряется… Многие даже самой операции боятся меньше, чем наркоза. Опасное ли это дело – наркоз? Какие последствия могут возникнуть после анестезии? Об этом мы беседуем с главным детским анестезиологом ЮКО Шухратом Курманбаевым.

– Шухрат Анарметович, давайте начнем с азов. Для чего же нужна анестезия?

– Все мы знаем, что анестезия – это обезболивание. Она помогает обеспечить безопасное хирургическое вмешательство, избежать осложнений и благоприятно провести операцию или любую диагностическую манипуляцию. Анестезия обеспечивает защиту не только от психологического и болевого шока. Даже когда мы без сознания, организм может реагировать на боли сильнейшим выбросом «гормонов стресса». Наркоз эту реакцию снижает и расслабляет мышцы, обеспечивая им покой, а хирургу предоставляются оптимальные условия для проведения операции.

– Остаются ли последствия после получения человеком наркоза?

– Могу сказать однозначно, что раньше да, последствия были. Но медицина ведь не стоит на месте. И наши специалисты идут в ногу со временем, мы перенимаем опыт ведущих анестезиологов. Прежде чем выбрать метод анестезии, мы проводим тщательный анализ всех показателей организма. В послеоперационный период за больным ведется постоянный контроль. Так что любые неприятные последствия сегодня минимизированы. И панически бояться анестезии не надо.

Не могу не удержаться, чтобы не рассказать о том, чем пользовались до изобретения эфира. Знаете? Приемы обезболивания были до примитива просты и часто даже опасны не только для здоровья, но и жизни больного. Пациентов могли опьянить, пережать им сонную артерию, а то и вовсе – ударить по голове. Понимаете теперь, как нам повезло?!

– Вы работаете детским анестезиологом. Скажите, как реагируют родители на то, что их ребенку предстоит наркоз?

– Все по-разному. Некоторые очень боятся и даже бывает, что ругаются с нами перед операцией. И понять их можно: они ведь волнуются за здоровье своего малыша. А то, что нам, анестезиологам, родители задают вопросы, даже хорошо. Мы можем все доходчиво объяснить и успокоить. Хочу сказать, что, прежде чем сделать операцию и применить наркоз, каждый врач хорошо все обдумает и взвесит все «за» и «против».

– Сколько раз среднестатистический человек может «пережить» наркоз?

– Я точно сказать не могу. Все люди разные, с индивидуальной реакцией. Расскажу один случай из практики. Это было совсем недавно. К нам привезли малыша с врожденным пороком развития желудочно-кишечного тракта, атрезией ануса. С момента рождения до двух лет ему произвели три серьезных операции с применением анестезии. Самой сложной была вторая. На операционном столе малыш провел три часа. Нашей задачей было помочь ребенку и спасти ему жизнь. Сейчас с ним все в порядке, он нормально растет и развивается.

– Кто он, врач-анестезиолог?

– Врач анестезиолог-реаниматолог – универсальный специалист. И в определенной ситуации должен суметь вовремя сориентироваться и принять единственно верное решение. На нем лежит серьезная ответственность. Знаете, к тому, что ты ежедневно спасаешь чью-то жизнь, привыкнуть можно, а вот к тому, что кому-то не можешь помочь – никогда не привыкнешь. Поэтому всегда и во всем делаешь свою работу только на совесть.

– Спасибо вам за беседу. И побольше хороших моментов в работе.

Почему-то работа анестезиолога вызывает у меня ассоциацию с канатоходцем. Все время надо искать и держать нужный баланс. Идти по этому тонкому канату над пропастью и аккуратно вести за собой человека, стараясь, чтобы он не упал.

Татьяна БУРДЕЛЬ

Реклама