В 2015 году Палата предпринимателей Южно-Казахстанской области выявила более 3000 фактов нарушений при оказании государственных услуг предпринимателям. Большинство административных барьеров так или иначе связано со сферой земельных отношений, архитектурной и градостроительной деятельностью, а также выдачей разрешений на размещение наружной рекламы.
№ 1 При оформлении и предоставлении земельных участков были выявлены нарушения по срокам заключения договоров на право землепользования. При этом обнаружен ряд договоров, заключенных с нарушением срока от месяца и свыше 15 лет. Согласно статье 43, пункту 7, подпункту 4, договор купли-продажи заключается уполномоченным органом по земельным отношениям на основании решения о предоставлении права на земельный участок в срок не позднее десяти рабочих дней со дня принятия решения.
№ 2 В соответствии со статьей 44 Земельного кодекса Республики Казахстан при испрашивании земельного участка для строительства объекта, предварительно должен производиться выбор земельного участка. Результаты выбора земельного участка для строительства объекта оформляются актом о выборе земельного участка. Однако, как установили в НПП ЮКО, в ряде случаев земельные комиссии необоснованно требовали акты выбора земельного участка при рассмотрении вопросов изменения целевого назначения земли для осуществления предпринимательской деятельности.
№ 3 Имели место факты рассмотрения земельными комиссиями вопросов, не входящих в их полномочия. Согласно земельному законодательству решение о предоставлении земельного участка в собственность принимается местным исполнительным органом (акиматом) на основании ходатайства лиц, заинтересованных в покупке земельного участка. Палата НПП ЮКО выявила нарушения законодательства земельной комиссией при рассмотрении вопросов предоставления земельных участков в частную собственность.
№ 4 Комиссия рассматривала изменение целевого назначения земельного участка, хотя это не требовалось. Согласно п. 1 ст. 109 Земельного кодекса РК, в случае использования земельного участка в рамках одной функциональной зоны менять целевое назначение земельного участка не нужно.
№ 5 Нарушения сроков принятия решений и заключения договоров с субъектами предпринимательства.
Согласно п.2 ст. 43 Земельного кодекса РК, заключение комиссии составляется в двух экземплярах в форме протокольного решения в течение пяти рабочих дней с момента передачи уполномоченным о возможности использования испрашиваемого земельного участка.
Согласно п. 47 ст. 48 ЗК РК, решение местного исполнительного органа о предоставлении земельного участка или права аренды земельного участка принимается не позднее двух рабочих дней после завершения торгов.
Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в течение одного рабочего дня со дня принятия решения.
№ 6 Немотивированные отказы в предоставлении прав на земельные участки.
Согласно п.2 ст. 43 Земельного кодекса РК, отказ в предоставлении земельного участка должен быть мотивированным.
№ 7 Нарушения при проведении приемки объектов строительства.
Отделом архитектуры и градостроительства по ряду объектов, вводимых в эксплуатацию субъектами предпринимательства, назначены государственные приемочные комиссии, в состав которых включены лица непредусмотренные нормами действующего законодательства.
№ 8 Нарушения при выдаче архитектурно-планировочного задания на проектирование.
Стандартом государственной услуги «Выдача архитектурно-планировочного задания» утвержденного Постановлением Правительства Республики Казахстан за №237 от 13 марта 2014 года установлено, что срок оказания государственной услуги с момента сдачи пакета документов услугодателю или в ЦОН должен составлять 8 рабочих дней. Однако при оказании данной государственной услуги указанные сроки отделом не соблюдаются в полной мере.
№ 9 Нарушения при выдаче разрешения на размещение наружной рекламы.
Правилами размещения объектов наружной рекламы в населенных пунктах, утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 07.02.2008 года за №121, установлено, что местный исполнительный орган в течение пяти рабочих дней после получения заявления выдает разрешение на размещение объектов наружной рекламы либо письменный ответ с обоснованным отказом. Имеются факты более длительного рассмотрения обращений физических и юридических лиц.
№ 10 Нарушения при рассмотрении обращений
В ходе рассмотрения обращений субъектов предпринимательства НПП ЮКО выявили необоснованное затягивание вынесения постановления о предоставлении земельных участков либо изменений целевого назначения земельного участка, хотя по данным случаям земельной комиссией при акиматах городов и районов решения были приняты.
ИП Кенжебекова Ш.З. и Крестьянское хозяйство «Адырбай» – предпринимателям на протяжении 2х лет отказывалось в предоставлении арендуемого земельного участка в частную собственность, хотя согласно ст. 47 Земельного кодекса общий срок рассмотрения заявления о выкупе земельного участка составляет 15 дней.
ИП Абдраманова Д. – 23 декабря 2010 года земельной комиссией акимата города Шымкент заявление предпринимателя о предоставлении земельного участка во временное пользование было одобрено, однако постановление местного исполнительного органа не принято по 2015 год включительно.
КХ «Нурлыбай» — крестьянское хозяйство с 1986 года пользовалось земельным участком общей площадью 10 га. На сегодняшний день количество яблонь на земельном участке составляет более 500 деревьев. В начале 2015 года в связи с окончанием срока аренды земельного участка крестьянским хозяйством было подано заявление в акимат района, однако, по неизвестным причинам в продлении договора акиматом района отказывалось.
Наряду с этим были выявлены нарушения, которые произошли в ходе попытки изъять земельные участки для государственных нужд. Так, к примеру, в феврале 2015 года акиматом города Шымкент был предъявлен иск об изъятии земельного участка принадлежащего ИП Ширикбаеву Б.И. для государственных нужд и выплаты компенсации за земельный участок в размере 7 772 тенге. Но местный исполнительный орган не принял во внимание, что на земельном участке имеются автозаправочная станция и другие объекты недвижимости, которые были приняты в эксплуатацию государственной приемочной комиссией. В иске акимата города судом было отказано в полном объеме.
Представители НПП ЮКО отмечают, что все вышеперечисленные вопросы были решены в пользу субъектов предпринимательства.
Автор: Павел Атоянц.