Шамиль Рафиков о том, что пришлось пережить, спасая жизнь человека в горах

1165

Даже опытные шымкентские ветераны горнопешеходного туризма оказались не застрахованы от неприятных сюрпризов в горах. В минувшие выходные в ущелье Майдантал с группой туристов случилось ЧП: у 26-летнего Гиёса Хасанова произошел отек легких. Для спасения молодого человека органы ДЧС отправили в горы вертолет. Парень в тяжелом состоянии был доставлен сначала в аэропорт Шымкента, а затем — в областную клиническую больницу.

Сегодня Гиёс Хасанов переведен из реанимации в отделение общей терапии. Кризис позади. Впереди восстановительный период. Благодаря оперативным и профессиональным действиям спасателей и медиков трагедии не произошло.

Мы предлагаем подробный рассказ очевидца и руководителя группы Шамиля Рафикова о случившемся.

Справка: Шамиль Рафиков — мастер спорта СССР по альпинизму, «Снежный барс», чемпион Казахской и Киргизской ССР, серебряный призер чемпионата СССР по альпинизму 1984 года, инструктор по альпинизму и горнолыжному спорту, горный спасатель.

Газета «РАБАТ», №30 от 27.07.2016

Даже опытные шымкентские ветераны горнопешеходного туризма не застрахованы от неприятных сюрпризов в горах. В минувшие выходные в ущелье Майдантал с группой туристов случилось ЧП – у одного из участников похода произошел отек легких. О событиях, которые едва не закончились трагедией, нам рассказал руководитель группы, альпинист с большим опытом Шамиль Рафиков.

ПОХОДЫ ВЫХОДНОГО ДНЯ

У нас давно уже сложилась небольшая группа любителей активного отдыха, в основном связанного с горами. Зимой совершаем скитуры*, поднимаемся в горы на лыжах. А с лета этого года начали делать так называемые скоростные легковесные походы. Это предполагает минимальный вес рюкзаков. Бывает, что даже палатки не берем – у нас летом в горах тепло, вполне можно ночевать под открытым небом. Только тент – от дождя укрыться. Минимум продуктов. Хотя даже это не всегда съедаем, обратно приносим. В результате те маршруты, которые обычно проходят за 6-7 дней, мы проходим за два-три дня – идем налегке, и люди в основном в хорошей физической форме. Это очень удобно для тех, кто постоянно занят работой. Можно не брать специально отпуск, а только за выходные совершить достаточно серьезные походы. Нам уже удалось сходить по многим интересным и удаленным местам. Причем это отнюдь не галоп, успеваем и красотами природы насладиться.

В этот раз мы запланировали поход в урочище Майдантал, за Угамским хребтом. Сейчас это ущелье очень редко посещается. Там раньше, в советское время, киргизы пасли скот, а сейчас для них граница закрыта. И туристы туда редко заходят. В общем, очень дикая, нетронутая территория, звери водятся разные, даже медведи.

НИЧТО НЕ ПРЕДВЕЩАЛО БЕДЫ

Мы выехали вечером в пятницу. К нашей обычной тройке (Шамиль Рафиков, Кайрат Пазылбеков, Олег Петухов) присоединился четвертый участник – 26-летний Гиёс Хасанов. Гиёс – преподаватель русского языка, неоднократный участник соревнований по скайранингу (скоростные забеги на горные вершины). В сумерках приехали к кемпингу в конце дороги в Сайрамсу. И уже ночью поднялись в «долину предков» (высота 2700 метров). Тут поставили первый лагерь, заночевали. Рано утром опять пошли на подъем. Дошли до перевала Шымкент (2860 м). Менее чем за сутки набрали более 2 тысяч метров по высоте. Это достаточно серьезно. К вечеру спустились по ущелью реки Аютор до слияния с рекой Майдантал. Тут большая березовая роща. Поставили лагерь. Вторая ночевка.

Утром следующего дня, в семь часов, все чувствовали себя прекрасно. Но вот Гиёс Хасанов стал жаловаться на боль в легких. Мы предположили, что это может быть межреберная невралгия – может, неудобно спал, отлежал бок и прочее. Невзирая на это мы тронулись в путь, так как планировали за день преодолеть перевал, спуститься вниз и уже к вечеру быть в городе.

ЧП

Вначале он шел с нами в одном темпе, но потом стал отставать. Мы начали делать более частые стоянки, поджидали его. К трем часам дня мы пришли под ледник в ущелье Корумтор (высота 3500 метров). И когда он тоже туда добрел, мы уже прямо ему сказали, чтобы он не стеснялся, если чувствует проблемы. У него был потухший взгляд, и он сказал, что не сможет идти дальше. Мы приняли решение: надо отдохнуть, устроить здесь лагерь, пусть Гиёс поспит. Предполагалось, что часов до трех ночи мы все отдохнем, а ночью стартанем. Сейчас ночи лунные, видно хорошо. Надеялись, что к десяти часам утра будем в городе.

Однако ситуация оказалась совершенно иная. Когда Гиёс лег, принял горизонтальное положение, он начал стонать. Дыхание у него было коротким, учащенным, не восстанавливалось. Он начал что-то бормотать в полубредовом состоянии.

Часов в 11 ночи он все-таки сам выбрался из спальника, прошелся, но когда вернулся и снова лег, то начал уже громко, ужасно стонать. И это продолжалось до утра.

Утром идти он не смог, даже на ногах не стоял. Мы посовещались и решили, что двое из нас (Шамиль Рафиков и Олег Петухов) в максимальном темпе пойдут обратно до места, откуда будет возможна мобильная связь. Там связываемся с «большой землей», просим помощи. С Гиёсом остался Кайрат Пазылбеков. Мы, конечно, рассчитывали найти вертолет. По моим сведениям, в Шымкенте имеется, как минимум, три вертолета. Два частных и МИ-8 на нефтепроводе.

ПОМОЩЬ ИДЕТ

Мы прошли через три перевала (Корумтор, Шункульдук, Синигал), и в «долине предков» над водопадом установилась связь. Мы стали обзванивать всех знакомых.

Благодаря друзьям в Шымкенте, а также департаменту ДЧС ЮКО к нам вылетел вертолет спасателей (АО «Казавиаспас», командир экипажа М. Алпысбаев). Примерно в три часа он подлетел к нам, в «долину предков». Я сел в вертушку. Мы полетели к тому месту, где остались Гиёс с Кайратом. Я не сразу смог сориентироваться – сверху горы совсем другие. Пришлось делать три круга, но наконец узнал характерный перевал. Вертолетчик начал снижение. Тут я увидел нашу палатку, Кайрата Пазылбекова – он махал нам спальником. Вертолетчик очень профессионально совершил приземление – буквально в 30-40 метрах от места нашей стоянки. Оказалось, что у него это был первый опыт посадки на такой высоте (3500 метров), обычно раньше они приземлялись с не выше 2500 метров.

В вертолете был медик-спасатель с медикаментами. Гиёсу провели необходимую терапию, загрузили в машину, и уже через полчаса мы были в аэропорту Шымкента. Здесь нас уже ждали две машины «скорой помощи» МЧС, в том числе реанимобиль. Гиёса доставили в областную больницу, где ему были оказаны необходимая помощь и проведено лечение.

ХЕППИ-ЭНД

В настоящее время состояние Гиёса удовлетворительное, он идет на поправку.

По мнению Шамиля Рафикова, причиной ЧП стал слишком резкий перепад высот, что для Гиёса, даже при прекрасной физической подготовке, оказалось чрезмерной нагрузкой. Он не смог акклиматизироваться, у него произошла горная болезнь – кислородное голодание, что в свою очередь и спровоцировало отек легких. «Мы еще будет анализировать ситуацию, разбирать ошибки, чтобы не допустить подобного впредь, – сказал Шамиль Рафиков. – Однако в горы все равно ходить надо!»

Записал Данил ШЕМРАТОВ

Хочется отметить высокопрофессиональные действия департамента по чрезвычайным ситуациям Южно-Казахстанской области, руководства и вертолетчиков АО «Казавиаспас», главного спасателя оперативно-спасательного отряда Ихтияра Зайтенова, руководителя дежурно-диспетчерской службы Забиры Сапаровой, врачей «Центра медицины катастроф», главного врача, медработников и персонала областной клинической больницы ЮКО! Благодаря вашей оперативности и профессионализму удалось избежать трагедии в горах ЮКО. Надеемся, что так будет всегда.

Отдельная благодарность всему туристическому сообществу Шымкента и ЮКО, а также лично Виктории Воробьевой, проявившим взаимовыручку и готовность помочь в чрезвычайной ситуации!

ШКОЛА БЕЗОПАСНОСТИ

Собираясь совершить категорийный поход, нелишним будет пройти медобследование.

Собираясь в горы, позаботьтесь о наличии минимального набора медикаментов.

ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО зарегистрировать свой маршрут в органах ДЧС. Сделать это можно по адресу: г. Шымкент, ул. Алдиярова, 34-а; тел. 53-63-09.

В маршрутном листе указываются сведения о планируемом количестве туристов в группе, фамилия, имя, отчество руководителя туристической группы (гида-проводника), название, адрес и телефоны туристической организации, сроки начала и окончания мероприятия, а также маршрут с указанием начального, конечного и промежуточных пунктов. Полученное сообщение вносится в журнал учета туристических групп.

* Скитур (англ. ski-tour) – прохождение маршрутов по пересеченной местности на специальных лыжах, включающее подъемы и спуски.