У каждого из нас немало страхов, фобий: от глобального «лишь бы не было войны» и потерь близких до, простите за бытовизм, прорыва канализации в доме. Но есть и более реальная, не гипотетическая проблема – голод, который с наступлением осени-зимы начнут испытывать многие наши земляки. И такое опасение возникло неспроста. Судите сами. Расходы на оплату коммуналки взлетают вверх, стоимость проезда выросла, продукты и лекарства день ото дня все дороже и дороже. И, как теперь принято шутить, лишь наша зарплата постоянна – она не растет. Да, наш труд обесценен, но кушать-то хочется как минимум ежедневно.
Почему это может нас беспокоить? Здесь много причин, главная из которых – жалость к тем, кто испытывает чувство голода, к тем, кому не на что будет купить и приготовить еду – в силу бедности, немощи, непрактичности, глупости (деньги потерял, проиграл, почти все отдает по кредиту, банальным долгам и так далее). Решать или хотя бы поднимать эту проблему надо. Кому? Нам, а кому еще? Мы все еще дееспособны, в здравом уме. В решении этой проблемы нам даже не придется изобретать велосипеда – все давно продумано-придумано. Это благотворительные столовые, раздача горячих обедов. Вопрос: где их размещать? Давайте обсудим это.
Знаю, что сейчас и издревле прикармливают прихожан в православных церквях, что называется «Христа ради», сама не единожды видела это в храме иконы Казанской Божьей матери на улице Московской. Это давняя традиция. В трапезной в определенные дни кормят супами-кашами из продуктов, принесенных прихожанами на помин души их усопших родных. Ну бывает так, что человеку трудно провести поминки дома, это вполне допустимо. Есть и просто милосердные люди, кто жертвует храму определенную сумму денег на подобное благое дело.
Председатель совета матерей Южного Казахстана Балхия Комекбаева считает, что такие благотворительные столовые можно организовать и при мечетях. В минувшую оразу, во время поста, зачастую именно в мечетях накрывали дастарханы для вечерней трапезы – ауыз ашара. Тогда еще Балхие Абдиманаповне бросилось в глаза огромное число молодых людей, которым чувство голода знакомо не только по кинофильмам. Обеспеченных людей у нас достаточно, каждому из них вполне по силам привозить для обедов продукты или деньги для приготовления еды. Во время такой трапезы имамы могли бы рассказывать людям, в особенности молодежи, пришедшим на обед, про милосердную суть ислама, про необходимость придерживаться своей традиционной веры.
…Говорят, голод настолько сильное, всепоглощающее чувство, что, когда оно овладевает человеком, говорить о чести-морали просто не приходится. Эти нравственные ограничители испаряются в никуда. Поэтому, если у голодного человека нет денег на покупку еды, он найдет способ добыть их. В квартиру он вряд ли полезет, но напасть на слабого где-нибудь в безлюдном переулке, вырвать у него пакет, сумочку – запросто. А когда он будет знать, что есть в его районе, городе столовая, где ему без лишних расспросов дадут краюху хлеба и нальют горячего супа, ситуация изменится в корне. Кто знает, возможно, эта тарелка горячего супа спасет его от тюрьмы, а душу – от греха…
По этой теме – благотворительных столовых – я расспрашивала много людей. Равнодушных не было. Большинство поддерживало, но есть и те, кто от идеи не в восторге. «Вы спрашиваете о голодных студентах, учащихся колледжей? Хотите поднять на это дело акиматы или энпэошников? – уточняет Клара Алипова, экс-президент «Гражданского Альянса ЮКО». – Да пусть о них ректорат и администрация их учебных учреждений побеспокоится. Меня возмущает положение, сложившееся сегодня там: обложили данью, поборами всех сверху донизу, сессию без взяток сдать нельзя! Да что это такое?! О каком качестве знаний можно говорить в таких случаях? Как они, педагоги, могут смотреть им в глаза?! А молодежь – тоже хороша. Мало того что родители оплачивают их учебу, так еще и корми их за чей-то счет. Пусть меньше в ночных клубах пропадают. В наше время парни грузчиками, сторожами устраивались, чтобы заработать. И сегодня найти источник хотя бы временного заработка для молодых не проблема. Было бы желание. Пока же большинство из них предпочитает висеть на шее родителей».
Что же, разумная точка зрения. Но она касается студентов. А есть еще бомжи, одинокие престарелые люди, малообеспеченные семьи. Если кого-то смущает эта тема – мол, как-то неудобно признавать себя нищими. Не признавайте! Но куда деваться от этих фактов? «Казахстан – богатая страна нищих людей. Всемирный банк посчитал, что в республике два с половиной миллиона граждан являются бедными. 14% населения живет на 5 долларов в день, или на 150 долларов в месяц, в то время как ВВП на душу населения – 10500 долларов США (горькая правда: не 2,5 миллиона из 18, а 80% населения Казахстана живет за чертой бедности)», – сообщается на Kaz vip.kz.
У нас в стране произошло настолько огромное расслоение общества, такая пропасть пролегла между доходами людей, что пусть богатые содержат эти столовые… И потом, не забывайте, что ДО СИХ ПОР и во Франции, и в США, и в Германии работают приюты для бедных, раздают благотворительные супы. К слову, в Америке существует программа распределения избытков продовольствия: правительство скупает огромное количество продовольственных продуктов и бесплатно распределяет их среди бедных семей. А во Франции власти убеждены, что дешевле бесплатно накормить бездомных, обеспечить им элементарные удобства, чем толкать на преступления, а затем тратиться на содержание их в тюрьмах или на борьбу с эпидемиями. Специальный автобус собирает бездомных по Парижу, и прямо в нем волонтеры предлагают бутерброды тем, кто голоден, желающих отвозят в ночлежку. В Германии бедным помогают общественные организации и представители церквей.
В начале августа итальянские власти приняли решение отменить штрафы за передачу продуктов на благотворительные цели после истечения срока их годности, сообщил «Казинформ» со ссылкой на The Independent. По данным Всемирной продовольственной организации ООН, ежегодно в Европе выбрасывается порядка 40 процентов от общего количества еды. Этого объема продуктов хватило бы, чтобы накормить 200 миллионов человек. И у нас в Казахстане пока робко, но уже начало развиваться движение за сохранение еды.
Словом, пора честно признать, что тема эта у нас есть. И ею надо заниматься.
Фарида ШАРАФУТДИНОВА