Символ счастливого детства — детскую железную дорогу Шымкента — закатали под асфальт

28
3047
Станция детской железной дороги

В Шымкенте построили две новые станции детской железной дороги и… заасфальтировали рельсы. Горожане несколько лет жили надеждой, что символ детского счастья Шымкента вновь встретит юных пассажиров пронзительным гудком тепловоза и шымкентская ребятня все-таки прокатится пусть на миниатюрном, но все же настоящем поезде.

Надежду города закатала в асфальт подрядная организация, осуществляющая ремонт улиц Байтурсынова и Аргынбекова. По словам строителей, открытые железнодорожные пути мешали нормальному движению транспорта.

Через три года символ счастливого советского детства отметил бы 40-летие. Хороший возраст, зрелый. Только не для детского поезда, ржавеющего без движения и ухода. А ведь когда-то 20-минутную поездку ждали неделями, для многих она служила наградой за хорошие оценки.

Детская железная дорога в Чимкенте
Коллаж Otyrar.KZ

Чимкентская детская ж.д. им. Героя Советского Союза Гани Муратбаева
открыта в мае 1980 года, ее длина около 6 км, 2 станции: Спортивная и Тулпар. Искусственные сооружения: тоннель, мост, автомобильный путепровод. Подвижной состав: тепловозы ТУ2-112 и ТУ2-269, 6 вагонов ПВ51, одна грузовая платформа; ранее было 4 вагона Pafawag.

Решение о строительстве ДЖД было принято в 1979 году, причем открыть ее планировалось именно в 1980 году – в Международный год ребенка. Проектирование дороги велось на общественных началах творческими группами из нескольких организаций. Так, станции проектировала группа специалистов Чимкентского института Южгорсельпроект под руководством Н. Д. Чемисова, тоннель и вантовый мост проектировали молодые специалисты института Гипрофосфор.

Проектные работы были завершены осенью 1979 года и в ноябре того же года началось строительство дороги.

Велось оно силами ПМК-24, СМП-602, ПМК-2502 и СУ-2 треста Чимкентстрой. Из-за отсутствия узкоколейной путевой техники все работы по отсыпке, укладке и балластировке пути велись исключительно вручную. Из-за сложного рельефа местности, объем земляных работ был очень велик.

В феврале 1980 года по маршруту детской дороги прошел первый пробный поезд, а в мае того же года началось регулярное движение. Первые годы после открытия ДЖД, она была практически единственным способом добраться до этой зоны отдыха, поэтому в первый же год эксплуатации, с мая по сентябрь, детская железная дорога перевезла 176 тысяч пассажиров.

Железная дорога «встала» вместе со всей страной в девяностые годы прошлого века. По воспоминаниям одного из последних помощников машиниста, в 1993 году локомотив отправился в свою прощальную поездку, чтобы потом встать на бессрочный прикол.

Наш информационный портал Otyrar.KZ предлагает отправиться в фотопоездку по детской железной дороге — снимки хоть и не советского периода, но сохранены для истории.

Внимание! Программе может потребоваться время на загрузку.

В 2004 году было заявлено о планах расширить территорию зоны отдыха «Тулпар» и увеличить протяжённость узкоколейной железной дороги на несколько километров — как на территории зоны отдыха, так и в городе, за счёт строительства участка от станции Спортивная к парку имени Абая.

На реконструкцию детской железной дороги было потрачено больше семи миллионов тенге. И в день защиты детей — 1 июня 2015 года поезд дал гудок и, до отказа наполненный детьми, шустро побежал по рельсам.

А через месяц поезд снова встал на конечной. «Надо ремонтировать рельсы, шпалы. И там частный сектор расположен так, что вдоль самой железной дороги расположены ограждения, сооружения. А это небезопасно…» —  сетовал в свою бытность заместителя начальника отдела ЖКХ Шымкента Ерлан Есиркепов.

Рельсы ДЖД проходили вплотную к частным домам
Рельсы ДЖД проходили вплотную к частным домам

К лету 2016-го с убедительной речью выступил Умирзак Мельдеханов. Депутат заявил: «Мы планируем восстановить детскую железную дорогу на радость горожанам!» Правда, Умирзак Пердебекович не озвучил сроки восстановления. Горожане воодушевились. Те же кураторы детской узкоколейки даже рассчитали примерную смету — на окончательный ремонт тепловоза и рельсов нужно 25 миллионов. А деньги так и не были выделены…

8 сентября 2017 года можно считать последним днем истории детской железной дороги в Шымкенте.

Елена Бояршинова

Реклама

Отправить ответ

28 Комментариев Включено "Символ счастливого детства — детскую железную дорогу Шымкента — закатали под асфальт"

Уведомлять меня
2000
Отображать сначала:   новые | старые | популярные

На детское счастье денегш всегда не хватает!

Печально,как то грустно стало(((Жалко,было интересно и захватывающе!

Спасибо, иногда вы такие хорошие материалы делаете которые за душу цепляют.
Это закрытие в очередной раз доказало пустоту слов властьимуших.

Наверное пора по тихому от сюда переезжать, слишком неуютно стало среди супермаркетов и ресторанов.

😓

Смешная сумма 25 миллионов. на велики больше ушло.Поднимите сумму на 1 миллиард и все будут вам говорить как нужен этот проект городу.

Прощай, радость взрослых и детей!
😱😱😱

Моё детство! К сожелению не вернуть….

😢😢😢Жаль …У нас всегда так-закатать ведь легче,чем восстановить.

Мда, грустно! Когда-то Жылкешиев, вроде вообще собирался продлить Детскую ЖД до дачного массива Кайнар-Булак, чтоб убить двух зайцев и оккупаемость, и детям радость приносить! Но что-то там не срослось и проект остался проектом! А сейчас и во все собираются по тихому «похерить» данную дорогу! Жаль! Я так кстати и не покатался по ней!

Каталась два или три раза,но ощущения не забыть.Это были такие не забываемые впечатления.Помню проводниками были ученики и мы им завидовали. А как красиво было тогда от п.А до п.Б и столько радости в нас. Верните детскую ж.д! Дети будут очень рады!

те кто закатывал они не городские граждане, им никто не обьяснил , сто так делать не надо

Хотя бы для истории оставили бы…троллейбусы тоже искоренили,хотя это был самый экологически чистый транспорт…нет на смену им пришли китайские «керогазы дымовушки»…Акимы меняются часто и им нужен рейтинг для посадки в теплое кресло в Астане и заниматься глобальными проблемами никто никогда не хотел из них…вот и еще одну память стерли….грустно и печально ((( В Советское время нынешним Акимам с таким бюджетом руководство поставило бы оценку НЕУД….Единственный кто из них в корень зрел на г.Шымкент в Новейшей Истории Казахстана это Аким Шукеев У.Город как бы вздохнул и снова зацвел…но увы…

давайте каждый из нас позвонит в Акимат и выскажет свое недовольство думаю все сдвинется с мертвой точки.

Я одну вещь не могу понять , почему все акимы упорно гробят эту несчастную железную дорогу ? Ну выделите деньги ,своруйте сколько надо , но сделайте , это же не так трудно ! Это же визитная карточка , радость детям , ностальгия определенного поколения . Не могу понять , что они (акимы )так с остервенением хотят от нее избавиться? ! Парадокс ?!

Очень плохо,что не подумали о детях,о их счастливом детстве. С каждым годом хорошего мало остаётся.Катимся в никуда.

это всё от недальновидности, неумения мыслить не объективно…печально что люди у власти мыслят только шаблонно и совершенно не воспринимают жизнь как просто жизнь.

Кто-то столько трудился при проектировании,строительстве, сдаче в эксплуатацию, при самой эксплуатации. А какая-то бестолочь взяла и закатала труд стольких людей !

Как же это печально! Мне приходилось кататься на ней… Думалось, вот бы продлили бы ещё на несколько станций вглубь города и на окраины — и внеуличный вид транспорта готов. Сейчас не то, чтобы монорельс не построят у нас, сейчас даже детскую ЖД содержать не могут. Продали недавно Ледовый дворец… Видите ли убытки 40 млн за несколько лет. Это смешная сумма в сравнении с откатами от других проектов… Просто подумайте небольшой надземный мост на Янги-Шахаре за 218 млн тенге! И 70% уже освоено, построено ни фига. Да, ребята, примерно такова сумма отката… А тут гроши ради сохранения детской железной дороги, гроши… Показать весь текст »

я помню как отец повел нас с братом покататься, это было круто. Очень жаль, такое затоптать!!! Гады.

P.S. Начинаешь болезненно переживать такие вещи не просто из-за ностальгии. Просто частенько видишь, как ломают молодые судьбы спортсменов, молодые судьбы творчески одарённых детей. Это принимает массовый характер. И так больно: ведь слышишь стон от боли нереализованных способностей внутри самих детей. Этот стон внутри них самих, пока неосознанный, неслышимый, но умноженный в миллионы раз. Они идут не своей дорогой, теряют связь со своими природными способностями. Ибо нужные им дороги перекрыты коррупцией, откатами, равнодушием. Всё становится ясным, когда смотришь в их лица, когда начинаешь с ними говорить. Я часто шепчешь про себя: Бог Вам в помощь!

У чиновников детей-внуков нет? Они не хотели бы их покатать по детской ж/д? Наверное,они их на вертолетах катают…
И почему у нас в Шымкенте недостаточно уделяют внимания для детей,у нас их больше чем в других городах. Ограничились детскими площадками во дворах, а остальное — нате вам — в ТРЦ,кои не устают строить. Памяти никакой от западных шаблонов. А ж/д с недолгим путешествием была просто захватывающая…M

Детская железная дорога — символ заботы советского государства, где руководитель области Аскаров силами местных предприятий города!!! оставил детям незабываемую память о солнечном Чимкенте! При том ещё построили с нуля и ручным способом!!! А сегодня местные чиновники не могут не то что построить, а даже отремонтировать её!!! Да ещё при финансировании из республиканского бюджета!!! Позор!!! Единственная в Казахстане детская железная дорога!!! Она была визитной карточкой города!!! Где забота о детях? Или только голословно мы слышим с трибун о заботе подрастающего поколения и решения программ Президента? Не можете сами — продайте через торги в частные руки, найдите инвестора, хотя бы с выставки… Показать весь текст »

Вот почему нет таких акимов, как Аскаров ныне? Риторический вопрос. Понимаю.

1993 г.? Я в первый и единственный раз катался в 1998-м году, в 7 лет

А в это время кто-то строит столовую в парке Абая на 48 посадочных мест. Вы не поверите на паспорт объекта написано. Цена 1 299 000 000 тенге.

В городе Шымкент нет по настоящему хорошего парка,где можно по настоящему отдохнуть без звуков автомобилей,побыть наедине с тишиной и природой…нет же запрутся в самый центр зоны на своих лимузинах,кафе везде и ТРЦ ,нажраться не могут никак…везде мусор и туалетов нет…деревья по срубают и везде заасфальтируют или плиткой заложат…в городе даже нет зеленой площади…поляна одна раскаленная на солнце как сковорода…акимы выдают землю везде где можно и нельзя…а еще третий мегаполис Страны блин….так жалко эту железную дорогу в детство…обидно…

Не удивлюсь, если после закрытия детской железной дороги и на всей протяженности её путей земля будет быстрыми темпами отдана под ИЖС. Кто будут владельцы этой земли и чьи частные дома построят на этой «золотой» земле всем будет скоро известно. Вот вся и «забота о детях» нынешних властей !!!

Очень и очень печально читать такие новости, действительно воспоминания из детства об этотй джд незабываемые. В детстве давольно часто катался с родителями на этой джд, помню прекрасно как завидовал тем школьника, которые работали там проводниками и помощниками машинистов. Очень надеялся на то что ее все же восстановят и я смогу покатать по ней своих детей, особенно когда заметил, что начали реставрировать станцию Тулпар, но увы этому не суждено было сбыться! Действительно для наших чиновников нет дела до нерентабельных проектов, потому и не занимается ни кто этим. Возможно потому что мноие из них не являются горожанам нашего города с детства, не… Показать весь текст »
wpDiscuz