Дизайн

О ремонтной грамотности, музыке стен и о том, что общего между ремонтом и больницей, мы поговорили с известным казахстанским дизайнером, художником-керамистом Артемом Гориславцем.

Кто-то очень умный однажды заметил – дома и стены помогают. Только тут хотелось бы добавить, что стены этого дома должны дарить приятные эмоции.
Планируете ремонт? Тогда запаситесь терпением, составьте план работ и, главное, найдите профессионалов. Если не знаете, какому материалу отдать предпочтение, прислушайтесь к мнению эксперта дизайнера Эмиля Давыдова.

«Старайтесь использовать натуральные материалы, такие, как дерево, камни. И тогда ваше жилье будет наполнено нормальной энергией и колоритом. Избегайте пластиков. Отдыхайте в своем жилье с удовольствием».

Некоторое время назад, когда я решила отремонтировать старый дом, думала, что лучше – краски или обои. Выбрала обои. Хорошие. Правда, оказалось, что они, несмотря на свою прочность и долговечность, воздухонепроницаемы и токсичны к тому же. В общем, теперь жду, когда закончу глобальный проект под названием строительство нового дома, чтобы приступить к проекту №2 – ремонт.

И теперь я точно знаю, что стены и в новом доме, и в отремонтированном будут покрашены красками.

Редзадание в очередной раз занесло меня в мастерскую Артема Гориславца. Скоро начнется сезон ремонта, и кто, как не настоящий профессионал подскажет, во что «одеть» стены, чтобы в доме было приятно находиться.

Невероятно, но факт – индустрия производства красок каждый день развивается так, что глядя на очередной выкрас (образец), просто не веришь собственным глазам – настолько реалистично выглядит мрамор, «нарисованный» краской. И это – только одна сотая всех возможностей!

Его величество шелк

Шелк, бархат, песок… Женщина, которая услышит эти названия, наверняка подумает, что речь идет о тканях. И в какой-то степени будет права. Эти ткани используют, чтобы сшить одежду, а что такое интерьерные краски? Это тоже одежда. Но уже для стен. И выбирать эту «одежду» порой нужно даже более придирчиво, чем свою. Ведь иные краски могут держаться на стенах годами. Но о долговечности и практичности чуть позже, а пока окунемся в потрясающе красивый и совершенно неожиданный мир интерьерных красок.

Артем рассказывает о новых линейках декоративных красок, а я просто не могу понять – как такое возможно – ты смотришь на образец и видишь причудливую картину, где-то это спокойный ровный шелк, с бархатными вкраплениями, а где-то экспрессия, взрыв из, казалось бы, совсем не сочетаемых цветов, но как шикарно это смотрится! А когда дотрагиваешься, удивляешься ощущениям – тот самый случай, когда глаза тебя с легкостью обманывают. Ты смотришь на объемную фактуру, понимаешь, что, возможно, она даже шероховатая, а проводишь рукой и ощущаешь гладкость. Как такое возможно?!

«Тут дело, конечно, в фактуре и в технике нанесения. Одна и та же краска может быть матовой, а может глянцевой, может быть гладкой, а может – шероховатой. Все зависит от твоих предпочтений», – объясняет мой проводник в мире декоративных красок Артем.

Кстати, если вы скажете своему декоратору или маляру, что хотите перламутрового кокса, настоящий профессионал поймет вас с полуслова и только спросит – основу какую будем делать.

Перламутровый кокс – это новый продукт в линейке шелков.

«Суть в том, что это шелк с микростекляными шариками. И подобрав основу, можно получить невероятный эффект – полупрозрачного шлейфа поверх основы. Эффекта этого можно достичь благодаря уникальным шарикам в составе краски. Причем, если раньше мы не могли полировать такую фактуру металлической кельмой, то сейчас это не проблема. И поверхность получается гладкой и блестящей!» – объясняет Артем.

Песчаные бури? Только на стенах!

Следующий инновационный материал, который дает новый эффект – «Махараджа». Думаю, он подойдет тем, кто любит золото в интерьере, но не хочет, чтобы его было слишком много. При этом помещение, на стены которого нанесена эта краска, выглядят минимум – очень эффектно, максимум – роскошно, но это на мой взгляд.

«Это такой перламутровый песок в разных вариациях. То есть он представлен в зеленом золоте, синем золоте, классическом желтом золоте, серебре и нейтральной базе. И именно это разнообразие позволяет добиваться различных переливов за счет сочетания разных цветов. То есть макнули кисточку в одну краску, потом в другую и получаются настоящие вихри песка. Такой красивый визуальный эффект на стене, напоминающий песчаные вихри, и в то же время перламутр», – объясняет Артем.

А я смотрю на очередной образец и поражаюсь тому, как меняется его цвет под тем или иным углом, когда на него падает свет.

Это просто космос какой-то!

«Кстати, тема песков довольно знакомая нашим малярам. Мы уже несколько лет работаем с материалом «GRAIN DE VERRE», но в отличие от него, у материала под названием «Махараджа» более нежный рельеф. При всей своей рельефности это достаточно гладкая краска. А еще есть песок под названием «Калипсо». Он представлен только в серебряном цвете, но именно этот эффект позволяет использовать его в различных вариациях. Фактура та же, только эмоционально впечатление меняется», – добавляет Артем.

MARMORINO

Следующая краска также поражает воображение. Только представьте – настоящий мрамор в интерьере. Только это не тяжелый природный камень, который нужно купить, привезти, отшлифовать, а… краска! Причем настолько шикарная, что колонны, покрытые ею невозможно отличить от мраморных!

«На самом деле это не просто краска, это – паста-штукатурка, с помощью которой можно создавать рельефные вещи. Отполировав рельеф, можно получить глянцевую поверхность. А если к определенным техникам приложить декораторское творчество, из этого материала можно делать натуральный, 100% эффект мрамора – колотого мрамора, мрамора с прожилками, полупрозрачного мрамора, молодого мрамора. То есть того самого мрамора, который широко скомбинирован в природе», – рассказывает Артем Гориславец.

Хотите создать у себя настоящую малахитовую комнату или одну из стен украсить ониксом? «Marmorino» вам в помощь! Ведь этот материал позволяет от темы мрамора плавно перейти к теме полудрагоценных камней. И создавать на стенах самые настоящие шедевры в виде срезов самоцветов! Подумать только – просто краска плюс талант декоратора!

«Правда создать такую красоту непросто. Это очень трудоемкая работа. Одна из разновидностей пасты содержит керамическую крошку. А если использовать, например, два эффекта, получается новая фактура, напоминающая камень, а добавив цвета и какие-то прожилки, получаем максимально приближенный эффект, которые невозможно отличить от натурального. Только такой эффект используют не на всей стене. Это обычно какие-то декоративные вставки, ниша, колонна. Кстати, сделать их можно в двух вариантах – покрыть лаком или легким перламутром», – говорит Артем.
Кстати, здорово будет смотреться эта краска на кухне в виде фартука, вместо плитки. Причем, при желании специалисты могут придать ей форму кафельной плитки.

Искусственная старина

Когда твой личный «фасад» подвергается воздействию времени, ты внутренне этому противишься, кто-то даже спешит к косметологам, чтобы при помощи масок, уколов, процедур отодвинуть старение. А вот стены старить – нынче одно из направлений дизайна интерьера. Правда, пока – в интерьере кафе и баров. Причем самые настоящие ржавые разводы можно создать используя краску! И никакого железа вымачивать не нужно. Краска состоит из нескольких компонентов, а база – не поверите – железо!

«То есть красишь жидким железом, оно как краска, а потом сверху – активатором. Это такая голубая водичка, которая соединяясь с железом в течение нескольких часов начинает по-настоящему ее ржаветь, – объясняет мой собеседник. – То есть это не имитация, а настоящий компонент, который делает натуральную ржавчину. Потом это закрепляется специальным закрепителем и она уже не пачкает. И это можно использовать в интерьерах! Ее можно сочетать с орнаментами, какими-то надписями в помещениях в стиле хай-тек».

По словам Артема, у этой краски есть три разных активатора, которые дают разные эффекты. Один – белизну, второй – ржавчину, а третий – голубые разводы. При этом можно использовать только один активатор, а можно два или три – тут все зависит от полета вашей фантазии. Еще один интересный эффект – фактура бетона со ржавчиной. В общем, для создания очень необычных интерьеров эта краска – самое то!

Построили дом и теперь подумываете о дизайне? Могу вас «поздравить» – вы опоздали.

Как говорит член союза дизайнеров РК Денис Поспелов, продумывать будущий дизайн нужно на самом этапе планирования будущего дома. Хотя грамотный специалист, настоящий профессионал своего дела обязательно найдет и подскажет решение, которое изменит ваш даже старенький дом до неузнаваемости. Что уж говорить о новом доме, где работа ведется практически с чистого листа.

Мы сидим на уютной кухне студии итальянских красок «ARTEGO» с дизайнерами Денисом Поспеловым, Артемом Гориславцем и Иолантой Муратовой. По нашей просьбе они рассказывают, как не совершить ошибок с дизайном дома, квартиры или офиса. При этом, у каждого из них есть собственное мнение. Иногда оно не совпадает с мнением остальных, но во время обсуждения они в чем-то соглашаются и приходят к единому знаменателю, да так, что даже простой разговор превращается в самый настоящий творческий процесс!

Когда звать дизайнера?

«Что такое дизайн? – с ходу то ли задает мне вопрос Денис, то ли продумывает, как лучше это объяснить дилетанту. – Это создание эстетики, красоты на основе технических возможностей. Облачение технологических вещей в красоту и придание комфорта. Художник создает красоту. Инженер – владеет техникой. А дизайнер должен суметь совместить красоту и технику. Дизайнер не может просто создать красивую картинку, что-то, что не привязано к реальности. Ты создаешь произведение искусства, у которого есть функция».

Представим ситуацию: дом в черновой отделке. Пора ли звать дизайнера?

«Поздно, потому что детей нужно воспитывать, пока они помещаются на подушку и дом нужно проектировать с учетом дизайна, с учетом архитектуры, еще до того, как вы его построили, – категорично заявляет Денис. – Потому что обычно, когда дизайнер приезжает на уже построенный объект, свобода его творчества уже ограничена этой коробкой. То есть постоянно возникает мысль – а давайте вот здесь дверь прорубим, а давайте вот эту стенку перенесем. А вот зачем вы здесь колонну поставили – не лучше ли было здесь оставить открытое пространство?

То есть когда у вас стоит дом, будьте готовы к каким-то компромиссам. Поэтому архитектора или дизайнера нужно звать тогда, когда у вас появилась задумка о доме, когда вы его только планируете, когда можно приехать на пустой голый участок, посмотреть на него, сориентировавшись по сторонам света и сказать – солнце у вас идет от этой стороны до этой и наверное, хорошо, чтобы оно попадало в какие-то важные для вас комнаты, пускай это будет кухня, столовая, залы. А вот спальни можно перенести на более теневую сторону.

И только после этого, когда дом стоит в черновой отделке, дизайнер просто вам помогает – отделать стены, выбрать мебель, но к этому времени у вас уже желательно должен быть сформированный проект».

«Денис сейчас нарисовал идеальный сценарий того, как это должно быть, – подключается к разговору Артем. – А если приблизиться к нашим реалиям, то главная ценность и главная задача дизайнера не выставлять условия, а в той ситуации, какая есть сориентироваться и сделать намного лучше, красивее, функциональнее, удобнее по законам дизайна»

«Да. Только я бы убрал из твоих слов слово функциональнее, потому что лучше и красивее ты сможешь сделать, но функциональнее уже нет, – уверен Денис. – Потому что у тебя уже есть несущие конструкции, у тебя есть уже распланированные комнаты, и когда ты уже сталкиваешься с функционалом в этом доме, как раз и начинается вот это – а давайте, ломать, а давайте, переносить.

Хороший дизайн начинается с функции, а потом она облачается в красивую обертку. Иными словами, главное в дизайне – это функция. Какую функцию будет нести ваш дом, откуда в него будут заходить люди, как они будут разуваться, где снимать верхнюю одежду, где будут мыть руки. Каким образом у вас будет совмещение кухни и столовой, где вы будете отдыхать, как вы будете отдыхать…

Мне очень понравились слова голландского дизайнера Роберта Ремрева. Он действующий дизайнер, правда, он ландшафтник. Он говорит, что в идеале, лучше пожить неделю с заказчиком. И у него были такие случаи – он перебирался в дом к заказчику в гостевую комнату и в течение двух недель жил и наблюдал, изучал образ жизни, как семья любит отдыхать, где и как работают ее члены. И на основании этих знаний он создал для них не что-то просто красивое, а что-то именно для них, эксклюзивное».

Несколько лет назад, когда я впервые познакомилась с Артемом и Денисом, они говорили, что наши люди строят дома не столько для себя, сколько для того, чтобы поразить своих родных и друзей, то есть тех людей, кто будет приходить в гости. Сейчас тенденция поменялась.

«Наши люди начали понимать, что строят дом для себя. Все хотят уже себе красивое функциональное жилье. И это радует», – говорит Денис.

К слову, несмотря на казалось бы продвинутость и открытость, мы с нашими предпочтениями отстаем от европейцев. У них, по словам наших дизайнеров, эпоха минимализма. Но мы к ней пока не очень готовы. Хотя бы потому, что по ощущениям, которое вызывает помещение, оформленное в духе минимализма, ты находишься не в жилом помещении, а в офисе.

«Наверное, у нас просто своя ветка развития. То есть если европейский дизайн идет по пути минимализма, по пути упрощения формы, то у нас все равно в ментальности заложено, что вещь должна быть отдекорирована. Это важно для нас. Это сидит в нашей ментальности, рассказывает Артем. – Даже я, например, продвинутый в этом плане, я тоже люблю что-то инкрустированное, почему нет? Минимализм превращает твой дом в подобие выставочной студии. Для меня это не совсем жилье – больше офис.

А в доме, наверное, должна присутствовать теплота, что-то теплое, душевное, приятное, что на основании минимализма сделать невозможно. А что дает теплоту? Те же стены, абажуры, большое количество разнообразной подсветки, цветовая гамма. Даже использование теплых тонов с холодными оттенками придаст ту самую изюминку помещению, которая будет приносить тепло в дом. Ощущение не офиса, а того, что дарит тепло пространству.

Цвета – это ощущения, эмоции и в зависимости от того, что ты хочешь, ты используешь те или иные цвета. Например, бежевый, который ассоциируется с теплом и уютом. В этом, наверное, есть определенная логика».

«Я много анализировал, почему в Шымкенте так любят беж, – добавляет Артем, – оказалось, его любят и в Алматы, и в Москве. Там, я выяснял, хоть и популярен бетон, современные тенденции, но, если в общем сегменте взять, тоже любят беж. Бежевый – это мягкие спокойные тона не напрягающие, расслабляющие. То есть тут нет такой привязки к географии. Это чисто психология, а она не имеет границ».

Поговорим о цветах?

Существуют ли какие-то требования к использованию тех или иных цветов в интерьере? Как выяснилось, сейчас строгих привил нет – все зависит от ощущений.

«Наверное, каждый случай индивидуален. Любой цвет работает на контрасте с другим. Например, когда ты делаешь бежевый на фоне золота, а золото на фоне бронзы, то это уже перебор. И когда мы говорим о цветах, мы выходим в область искусства. Есть ли границы у искусства? Нет, конечно. То есть, если цвета – это эмоции, то подумай, что ты хочешь вызвать. Радость? Умиротворение? А может, восхищение? В области колористики, допустим, есть процентное соотношение, например, красный и зеленый – 70/30. Красный вообще очень богатый цвет. Если хочешь сделать какую-то комнату насыщенной и богатой, то тут на помощь придет красный», – говорит Денис.

«Вот живой пример – ярко-бордовый диван в сочетании с классическими стенами», – подключается к разговору Иоланта и демонстрирует фотографию, на которой изображена белая комната с бордовым диваном в центре.

По словам ребят, у нас все же избегают ярких цветов в интерьере. И тут, как подчеркнула Иоланта, все зависит от психотипа человека

«Одним нравится зеленый в спальне, а другим – на кухне. В этом году, например, ультрафиолет выбран цветом года. Как мы будем продавливать заказчику, что надо сделать в спальне этот цвет? Я могу ему сказать, какой цвет в этом году в моде, а листая цветовые карты, уже выбираем итоговый вариант», – говорит Артем.

«Либо расставляем небольшие акценты», – продолжает Иоланта.

«Согласен, – говорит Артем. – Мы можем расставлять акценты и потом, есть законы определенные – холодные тона, теплые, контрастные. Тут еще существует определенный перечень законов сочетания тех или иных цветов».

«Но многие законы, о которых ты говоришь, сами себе противоречат, – подхватывает Денис. – Нельзя опять-таки сказать, что по закону у тебя должно быть 50% столовой покрашено в какой-то беж, 30% – в белый и несколько ярких акцентов. Закон только один – какое ощущение будет вызывать помещение. То есть, что ты будешь чувствовать, когда будешь в него заходить. Сегодня мы отошли от этой технологии и ушли в искусство, а у него нет ограничений. Это алхимия».

«Приведу пример. У нас дома – зеленые стены и бордовый потолок. Или в спальне – натяжной потолок шоколадного цвета. Вроде, теоретически это звучит неправильно, но на практике можно несовместимые вещи сделать красиво. Это, конечно, нестандартные решения. Это уже что-то свое. Своего рода экспериментально-творческий дизайн», – рассказывает об экспериментах в своем доме Артем. Вот только особо экспериментировать в условиях Шымкента, как выяснилось, не очень-то и получается.

«В чем проблема в Шымкенте – у нас большая ограниченность отделочных материалов. То есть, если у нас много качественных красок, например, итальянских, благодаря которым ты можешь стены превратить в настоящий шедевр, в то же время у нас очень мало, например, кафеля. И это еще не самое плохое», – говорит Денис

«И проблема не только в отделочных. У нас нет каких-то оригинальных, необычных люстр или, к примеру, той же офисной мебели! Я недавно проехала 30 магазинов, но так ничего и не нашла», – подхватывает Иоланта.

Остается либо заказать местным мастерам, что в свою очередь занимает много времени, либо ограничиться тем, что есть, но стоит оно очень дорого. А еще нередко владелец дома оказывается не готов вкладывать огромные средства в оформление дома. Но это из области ремонтной грамотности – об этом в одном из следующих материалов.

Потолки и полы

Сейчас так много различных тенденций и у тебя есть выбор – просто зашпатлевать потолок, сделать его из гипсокартона или использовать навесной вариант. Какой лучше?

«В каждом отдельном случае – что-то свое. Из гипсокартона можно собирать потолки практически любой сложности. Но минус – долгая, кропотливая и достаточно грязная работа. То есть ты должен изготовить каркас, обрезать гипсокартон, отшпатлевать, ошкурить его, покрасить. И только тогда ты получишь результат. То есть если тебе нужен классический потолок, то альтернативы гипсокартону ты не найдешь.

Но если тебе нужен минималистичный потолок, то лучше выбрать натяжной. Монтирование – полдня, грязи нет. Срок службы… С ним практически ничего не случается, так же, как с гипсокартоном. Что может случиться? Только если вы его порвет, но и тут же его можно подклеить, а гипсокартон нужно подшпатлевывать.
Опять таки натяжной потолок отлично играет в зонах туалетов, ванн, бассейнов, потому что в отличие от гипсокартона он не впитывает влагу, не ведется. Шпатлевка испытаний температурами не выдерживает.

И сделать в нем можно какое угодно количество подсветок, единственное, не очень любят натяжные потолки квадратные отверстия, а круглых может быть сколько угодно», – поясняет Денис.

А как же полы? Возьмем к примеру, новомодные наливные. Так ли уж они хороши?
«Что касается наливного пола – это красиво, оригинально. Но он царапается даже от того, что вы по нему ходите. Он же глянцевый. Если взвесить все за и против, то проще постелить ламинат, керамогранит или кафель. Возможно, есть наливные полы, которые гораздо долговечнее, чем у нас», – продолжает Денис.

«И у нас практически нет специалистов по наливным полам», – продолжает Иоланта.

А можем ли мы дать какой-то универсальный совет по дизайну помещения?

«Только один – выбирайте светлобежевый», – смеется Артем.

А Денис добавляет: «Давать какие-то советы можно только, глядя на дом и на самого заказчика, понимая его предпочтения. В дизайне все должно быть индивидуально. Основной совет это прислушиваться к себе к своим мироощущениям, только внутренний голос может точно знать что тебе комфортно в темносерой спальне, или нравится лиловая кухня, он помогает рвать шаблоны, и делать настоящий, необычный индивидуальный дизайн, который будет радовать тебя многие годы».

Грамотный дизайнер никогда не работает по поверхностным шаблонам. В дизайне важно все: от помещения, того функционала, какого ждет от него заказчик, до психологических особенностей и предпочтений человека. И только учитывая все это, настоящий дизайнер создаст уникальный индивидуальный дизайн для вашего помещения.

Саида Турсуметова