Ответы на вопросы про медицинское обслуживание в Шымкенте

1580
Онлайн-встреча представителей ФМС с журналистами и медработниками

Кампания прикрепления к поликлиникам завершена. Все желающие шымкентцы выбрали себе клинику для обслуживания в 2019 году. Кто-то остался в своей поликлинике, кто-то решил посещать другую. Есть и горожане, которые выбрали частные клиники. Что дальше?

О выборе врача, четвертой категории вызова скорой помощи и ответственности за свое здоровье рассказали специалисты Фонда медицинского страхования.
В Шымкенте прошла онлайн-встреча представителей Фонда обязательного медицинского страхования с журналистами, сотрудниками медицинских структур, практикующими врачами и жителями города.

Встреча транслировалась в социальных сетях в прямом эфире, и каждый желающий мог задать свой вопрос. Шымкентцы использовали момент, и вопросов было много. За время онлайн-трансляции только в сети Facebook встречу посмотрели 5600 пользователей.

На вопросы отвечали: директор филиала НАО «Фонд медицинского страхования» по Туркестанской области Асхат Бейсенбаев, заместитель директора шымкентского филиала фонда Найля Кийкбаева, директор филиала Республиканского центра электронного здравоохранения в Шымкенте Ералы Ахметов, председатель шымкентского филиала профсоюза медицинских работников Рита Агниязова, руководитель туркестанского филиала Республиканского центра здравоохранения Акжаркын Таубаева. К обсуждению обслуживания в поликлиниках Шымкента присоединилась главный врач городской поликлиники № 5 Жибек Сейдалина и представители других поликлиник Шымкента.

Забегая вперед, можно сказать, что все споры, возникшие во время прямого эфира, были разрешены, а на каждый заданный вопрос зрители встречи получили ответ.

Онлайн-встреча представителей ФМС с журналистами и медработниками

По итогам прикрепления к поликлиникам шымкентцы и жители Туркестанской области традиционно были «впереди планеты всей». Из 300 тысяч казахстанцев, воспользовавшихся правом выбора медицинской организации, 114 тысяч тысяч человек — из нашего региона. Это почти в пять раз больше, чем итоги прошлогодней кампании прикрепления. Специалисты Фонда считают, что дело не только в густонаселенности города и области, но и в большой активности южан.

Перейти в выбранную поликлинику можно было несколькими способами: непосредственно при личном присутствии и через портал egov.kz. Причем, как отметили в Фонде, в ближайшую кампанию прикрепления возможность прикрепиться в поликлинике будет исключена — во избежание фактов злоупотребления и фальсификаций.

«Это не должно стать ни для кого причиной для беспокойства. Во-первых, все, кто привык физически ходить в поликлинику для прикрепления, могут обращаться в Центры обслуживания населения, где оборудованы уголки Connection Points, подключенные к egov, и работают консультанты, которые помогут получить услугу. Во-вторых, разработан Telegram-бот Egov.kz, с помощью которого прикрепиться можно в считанные минуты с помощью вашего смартфона. И, в-третьих, прикрепить онлайн можно и своих детей, при этом система автоматически подгружает данные о вашем родстве из информационных систем, упрощая процесс и не требуя лишних документов», — отметил директор филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» по Туркестанской области Асхат Бейсенбаев.

И тут же прозвучали вопросы, самый частый из которых: «Я не прикрепился к поликлинике. Что мне теперь делать? Я останусь без медицинского обслуживания?»

«Никаких проблем возникнуть не должно, — ответила Найля Кийкбаева, заместитель директора шымкентского филиала «Фонд социального медицинского страхования». — Если человек не прошел процедуру прикрепления к поликлинике, значит, он автоматически остался в той поликлинике, где был зарегистрирован ранее. Чаще всего это участок по месту жительства. И этот человек будет получать такой же объем медико-санитарной помощи, без всяких исключений».

На вопрос «А можно ли прикрепиться к поликлинике или выбрать себе другого врача в иное время, например, в январе или марте?» Найля Дабысовна ответила следующее: «Помимо кампании прикрепления есть право свободного выбора один раз в год, также можно перейти в другую поликлинику при условии, что человек переехал или рядом с его домом появилась новая поликлиника, имеющая договор на оказание медико-санитарных услуг с ФСМС. Можно уйти в другую поликлинику, если ее договор с ФСМС завершен или поликлиника закрылась».

К слову, чтобы увидеть карту всех поликлиник Шымкента, имеющих договор с Фондом, нужно пройти по ссылке: otyrar.kz/medicina-dlya-vsex. Карта интерактивная, и найти поликлинику, в том числе и частную, находящуюся рядом с домом, не составит труда.

В этом году во время кампании прикрепления работал несколько другой принцип, отличный от условий предыдущих лет. Если в прошлом году можно было выбрать поликлинику очень далеко от дома, в любом районе города, то эта кампания прошла под девизом «Чем ближе, тем лучше». Горожан опять лишили выбора?

«Горожан выбора не лишили, — пояснила Найля Дабысовна. — Пациентам предоставляют возможность обслуживаться на дому. Согласитесь, каково участковому терапевту ехать по вызову через весь город, если только поездка может занять больше часа, а то и двух. О какой эффективности работы и своевременной помощи тогда можно говорить? Тем более, сегодня, как это было в прошлогоднюю кампанию прикрепления, нельзя отказаться от патронажа и вызова врача на дом. Сейчас обязанности осмотра на дому и вызовы скорой помощи четвертой категории стали обязанностью поликлиники, к которой прикреплен пациент».

И тут же у зрителей возник вопрос о работе скорой. Горожане, которые не часто пользуются услугами бригад неотложки, даже не знали, как выяснилось, об изменениях.

«По итогам мониторинга работы скорой помощи в Казахстане выяснилось, что в 40% случаев вызовы скорой помощи происходят по причине обострений хронических заболеваний. А это на сегодняшний день является функционалом врачей первичной медико-санитарной помощи, то есть находится в ведении поликлиник, — ответил на вопрос об изменениях Асхат Бейсенбаев. — После введения новых правил работы, в скорой появились четыре категории вызовов. Как раз к четвертой категории относятся: невысокое повышение температуры без лихорадки, респираторные синдромы (насморк, кашель), легкие травмы, расстройства пищеварения без признаков интоксикации и обострения хронических заболеваний без угрозы жизни. Категорию определяет диспетчер скорой помощи, которому важно подробно описать симптомы. Все вызовы 4 категории передаются в поликлинику, к которой прикреплен пациент. До прихода врача на дом состояние больного по телефону проверяет дежурный врач поликлиники».

Ответственность определения категории несет диспетчер станции скорой помощи. Скорая отвечает и за своевременность и качество оказания помощи пациентам 1,2 и 3 категории. А вот за качество вызовов 4 категории отвечает поликлиника.

К разговору подключился зритель с вопросом: «Мне отказали в прикреплении. Как это возможно?»

«Опять же, возможно, поликлиника находится очень далеко от места жительства данного человека, — ответила Найля Дабысовна».

«Нам удалось значительно снизить нагрузку на участковых терапевтов благодаря частным клиникам, работающим по договору с Фондом, — отметила Жибек Сейдалина, главный врач шымкентской городской поликлиники №5. — Участки у нас были переполнены и количество пациентов на одного терапевта доходило до 2800 человек. Согласитесь, это невероятно много! Сегодня 1700 человек — потолок. Мы приближаемся к международным стандартам, согласно которым за одним врачом может быть закреплено 1500 человек».

Во время встречи прозвучали вопросы от жителей, ответы на которые будут интересны многим. К примеру, мама, воспитывающая особенного ребенка поинтересовалась, имеет ли она, как опекун ребенка-инвалида, право на бесплатное проведение МРТ? Ее ребенку дорогостоящее обследование предоставляется бесплатно. Хотя, как опекун инвалида, женщина считает, что относится к социально уязвимой граждан.

Как выяснилось, опекун ребенка-инвалида не относится к социально уязвимой категории в ГОБМП, а сами дорогостоящие виды диагностических исследований, такие как МРТ, КТ, анализы ИФА, ПЦР входят в перечень гарантированной бесплатной медицинской помощи только для социально уязвимой категории граждан.

Однако в системе ОСМС неработающие лица, ухаживающие за ребенком-инвалидом относятся к категориям граждан, взносы за которые будет платить государство, и они смогут получать весь пакет медицинских услуг по системе медицинского страхования.

«Если в поликлинике нет аппарата УЗИ или он не работает, врач всегда предлагает сделать исследование в частной клинике за деньги. А как же быть с бесплатным объемом?» — очередной вопрос от жителя Шымкента.

«В поликлинике, хоть в государственной, хоть в частной, работающей по договору с нашим фондом, эту услугу оказать обязаны бесплатно, — ответила Найля Кийкбаева. — Если по какой-то причине поликлиника не может сделать УЗИ, проблему решает не пациент. Руководство поликлиники решает этот вопрос заключением договора со сторонней организацией на оказание услуги».

«Я выбрал поликлинику через портал, все оформил. Пришел на прием, а меня не принимают, отправляют в старую… Почему так произошло?» — еще один вопрос в комментарии к онлайн-трансляции.

«Услугами выбранной поликлиники и врача можно будет воспользоваться с 1 января 2019 года, — пояснила Рита Агниязова, председатель шымкентского филиала Казахстанского отраслевого профсоюза работников здравоохранения, — придется до конца года обслуживаться у терапевта, выбранного год назад или в поликлинике, в которой вы автоматически закреплены по месту жительства, если ранее не участвовали в кампании прикрепления. Исключения, опять же, существуют. Не нужно ждать 1 января, если прикрепление к другой поликлинике состоялось после переезда. К примеру, человек переехал в Шымкент из Тараза 10 декабря. 11 декабря он пошел в поликлинику, написал заявление о прикреплении и обслуживается сразу. А открепление от поликлиники Тараза произойдет автоматически».

Шымкентцы интересовались также возможным оттоком пациентов из государственных поликлиник в частные. Специалисты Фонда уверены, что этого не произошло. Массового ухода в частные клиники и опустения госучреждений здравоохранения не случилось, хотя именно своим прикреплением или откреплением шымкентцы проголосовали за качество услуг.

«Вопрос ведь не в том, как много людей ушло или пришло. Вопрос в том, чтобы максимально комфортно было и врачам, и пациентам. Чтобы клиника «вела» тот объем граждан, который фактически может обслужить», — добавил Ералы Ахметов, директор филиала Республиканского центра здравоохранения в Шымкенте.

Кампания прикрепления этого года завершена, и стартует следующий этап — размещение объемов финансирования на будущий год.

Возникшие вопросы по теме работы поликлиник и частных клиник, работающих по договору с Фондом медицинского страхования можно обсудить со специалистами фонда. Звоните: +7 (7252)955874, +7-778-165-34-28.

Новости партнеров