Дорогу в ущелье Бургулюк преграждают ворота, закрытые на замок.

Теперь те, кто решит полюбоваться на красоты Сайрам-Угамского государственного природного парка в Толебийском районе области, вынуждены раскошелиться дважды.

Дорогу в ущелье перекрывают ворота, запертые на замок.
Дорогу в ущелье перекрывают ворота, запертые на замок

Помимо предусмотренной государством оплаты за посещение парка в размере 373 тенге придется, как выяснилось, заплатить еще и частной предпринимательнице, через земли которой проходит дорога к парку. Эта часть дороги — частная собственность, и за проезд по ней  хозяева земли требуют оплату. Над решением данной проблемы руководство Сайрам-Угамского национального парка бьется уже несколько лет. Куда только не обращались. Но заявления, жалобы и протоколы комиссий не сдвинули дело с мертвой точки. Даже обращение в суд оказалось безрезультатным.

Эта земля в 2006 году была продана в частные руки вместе с дорогой и водоохранной зоной.
Эта земля в 2006 году была продана в частные руки вместе с дорогой и водоохранной зоной

«Дело даже до суда доходило, — говорит начальник отдела Сайрам-Угамского государственного национального природного парка Талгат Кенбай. — Но суд посчитал, что представленных доказательств недостаточно. Хотя у нас были и протокол комиссии, и различные справки из всевозможных инстанций, и даже обязательство, подписанное частным предпринимателем, который обещал не препятствовать свободному передвижению туристов.  Непонятно, почему эта женщина оказалась над законом. Но в итоге даже в суде нам ничего не удалось добиться».

Сегодня, этот живописный уголок природы, проданный в частные руки, завалена мусором.
Сегодня этот живописный уголок природы, проданный в частные руки, завален мусором

С заявлением вернуть дорогу народу во все инстанции уже не раз обращались и местные жители. Люди жалуются, что теперь даже они вынуждены отдавать свои кровные за право побывать в родном ущелье.  Фермер Бауржан Жолсеитов из-за проблемы с дорогой уже готов свернуть свой бизнес.

«Здесь практически вся земля частная, — говорит предприниматель. — Поэтому все, у кого есть скот, заключают договоры на выпас с Сайрам-Угамским нацпарком. Мы покупаем у них билет на сезон и гоняем туда скот. Но теперь, чтобы попасть на место, нам приходится платить еще и за дорогу или обходить эту частную территорию за несколько километров. Почему мы должны мучиться? Как вообще могло такое случиться, что дорога оказалась в частных руках?»

Начальник отдела земельных отношений Толебийского района,Мурат Жайлаубай ищет варианты вернуть дорогу людям.
Начальник отдела земельных отношений Толебийского района Мурат Жайлаубай ищет варианты вернуть дорогу людям

Как могло случиться, что дорога оказалась в частных руках, не могут ответить и в отделе земельных отношений местного акимата. Чиновники, которые в 2006 году вместе с землей продали дорогу, уже не работают. А их последователи теперь ломают головы, как привести ситуацию в норму.

«Земельный участок, в который вошла дорога и водоохранная зона, был продан частному лицу, — говорит начальник отдела земельных отношений Толебийского района Мурат Жайлаубай. — Все необходимые документы, включая государственный акт на владение участком, у предпринимателя имеется. Поэтому тут, получается, все законно. Единственная зацепка — это то, что земли были выкуплены под сельскохозяйственные нужны. Но все эти годы они используются не по целевому назначению. Мы теперь пытаемся убедить владелицу переоформить документы. Во время переоформления у нас будет законное право изъять в государственную собственность ту часть участка, которая приходится на водоохранную зону и на дорогу. Хозяйка, в принципе, на переоформление соглашается, но для этого ей необходимо взять соответствующие бумаги в Арало-Сырдарьинском бассейновом управлении и в управлении природопользования. Эти бумаги она обещала принести, но пока, видимо, все еще их не взяла».

На вопрос: «Как акимат намерен поступить, если владелица участка дороги так и не надумает переоформлять документы?» начальник отдела землепользования пожимает плечами. Других законных способов вернуть людям дорогу чиновники не знают.