Тут на живых денег не хватает, а вы на мертвых просите

1918
Александр Подвиг

Сегодня мимо Карты героев на старом кладбище по улице Толстого невозможно пройти спокойно. Ёкнет и тревожно заколотится сердце, а ноги сами поворачивают к невысокой оградке. Даже не зайти на территорию карты, просто постоять немного, выпасть из бешеной суеты жизни летящей, вспомнить своих, подвиг наш, дедов, Бессмертный полк. Подумать за эти остановившиеся секунды о том, что детям не все рассказали, а вот и младшие подросли – уже можно прийти на карту…

И уже уходя, почти не оборачиваясь, отмечаешь в своем внутреннем ежедневнике, что вот такого-то числа надо купить красных цветов – цветов безвременья, и прийти с детьми. И боковым зрением улавливаешь красные пятна цветочные за оградкой. Понимаешь, что ты не одна, карта привязывает крепкой нитью памяти, стоит только с ней познакомиться…

Карта памятиСегодня посетителей старого кладбища не много: живых близких в отличие от захороненных почти нет в Шымкенте. Но те, кто идет проведать своих, обязательно отдают дань памяти «не своим» – цветком, а может просто постоять, поднять с дорожки чей-то обороненный фантик, чтобы чисто…

Сегодня мужчина, который ухаживает за еврейской картой напротив, уже совершенно без удивления говорит, что «Дааа, заходят люди. Нет, не только по праздникам, в будние дни, в субботу часто вижу, дааа… Сколько родни нашлось…» И опять свое протяжное «дааа». И он знает, что родня у шымкентцев не кровная. Родня по памяти дедов и прадедов…

И все мы: я, вы, посетители кладбища, сторож, рабочие кладбищенские, знаем, так было не всегда. Еще несколько лет назад не ёкало, не хватало за сердце, заставляло купить цветов, собрать друзей и идти помнить. Никто не знал что там в глубине заросшей карты. Разве что бывшие ученики 31-ой школы, которые ни на год не бросили свое детское шефство над 53 бойцами Красной армии, для которых карта на Старом кладбище стала вечным домом и вечным покоем…

Почему в нашей жизни появляются первопроходцы, никто не знает. Понятны люди, которых тянет в дальние неизвестные дали с их чувством авантюризма и тягой к приключениям. Люди, вдруг перестающие проходить мимо привычного, обыденного не удивляющего, даже не приносящего прибыль, до сих пор удивляют. Такое чувство осталось от нашей встречи с Сашей. С Александром Подвигом многие из нас были знакомы и раньше, связывали рабочие моменты и всегда его неравнодушие, но касалось оно опять же, работы. Но именно Саша несколькими словами заставил задуматься, подумать и поддержать.

Зачем он это делает, кому это нужно?

Многие горожане так говорили и думали, когда Саша бегал по предприятиям и просил: рабочих, лопаты, краску, деньги, помощь, информационную поддержку для небольшого участка полузаброшенного Старого городского кладбища, закрытого для похорон еще в советское время. Кто-то крутил пальцем у виска и отмахивался от назойливого просителя, кто-то махал рукой и давал часть из вышеперечисленного – лишь бы не приставал больше. А Александр организовывал субботники, устраивал маленькие, еще никому не заметные ремонты, возился, искал новых спонсоров, привлекал школьников и солдат-срочников из воинской части.

Время шло и участок кладбища перестал быть заброшенным – люди вдруг увидели ровные ряды надгробий с полуистертыми, но возможными для прочтения именами, бронзового трехметрового солдата, отдающего честь павшим и много десятков лет стоящего в бессменном карауле. Ожили душистые акации по периметру участка, засыпая по весне белоснежными каплями цветков строгие могилы. Очищенные от саркофагов из спрессованной листвы и грязи, зацвели небесно-синие ирисы в газонах надгробий.

На неприметный участок, благодаря Сашиной памяти, вернулась жизнь.
И когда Александр Подвиг стал одним из «Соотечественников». Александр Юрьевич организовал общественное объединение «Соотечественник» и уже от его имени полетели письма с просьбой о помощи не только во все инстанции ЮКО и страны, но в российские военные ведомства. В ответ на призывы «Соотечественника» откликнулись молодые архитекторы, которые предложили проекты реставрации Карты героев – к этому времени воинский участок Старого кладбища уже обрел название.

Александр Юрьевич собирал круглые столы, привлекал этно-культурные центры и шаг за шагом шел к своей мечте – сделать Карту героев настоящим воинским мемориалом.
Шел, правда, очень медленно, без финансирования очень-то и не разбежишься – общественные организации Шымкента и области принимали участие во всех собраниях «Соотечественника», но помогать материально не спешили. Бизнесмены в историческую бесперспективуху вкладываться не хотели.

Чиновники не отказывали. Да, говорили, надо, надо денег выделить… И в 12-ом году говорили, и в 13-ом и в 14-ом.

«Тут на живых денег не хватает, а вы на мертвых просите!» – обронил как-то фразу один из чиновников. На секунду показалось, что он прав даже…

Все изменилось в 2015 году, на волне всеобщего патриотизма по поводу юбилейной даты Великой Отечественной войны. И обещанные несколько лет миллионы на реконструкцию Карты героев все же были выделены. И голова у Александра Юрьевича закружилась не от долгожданной победы, а от небольшой суммы средств – ее надо было очень грамотно освоить.

И тут к делу памяти подключились городские депутаты – Гани Ташкараев и Нургазы Бухарбаев. Как только был определен подрядчик и начались ремонтные работы, мужчины дневали и ночевали на Карте героев. Пожалуй, ни один строительный объект по сей день не может похвастаться подобным тотальным контролем. «Это же наше, личное, – говорили депутаты. – Это наша память. И каждый погибший на этой страшной войне – наш отец, наш дед. А как еще мы можем сказать спасибо деду за Победу?»

Карта героев на старом кладбище

9 Мая 2015 года Карта героев была торжественно открыта для всех желающих почтить память солдат – жертв самой страшной войны в истории человечества.
Александр Подвиг, человек с самой говорящей фамилией, стоял в тени душистой акации. О чем думал мужчина в этот момент, не знает никто. Он не шел в первых рядах открывателей карты и не ждал благодарностей. Он считал, что 9 Мая – общий праздник, это День Победы нашей памяти. А Саша, что Саша? Он когда-нибудь потом, да если не вспомнят, то и не беда…

Про Сашу не вспомнили. Через полтора года после восстановления части воинского мемориала города в Шымкент в сентябре 2017 года приехали высокие гости. Алексей Демин, Генеральный консул России в Алматы, прибыл официально, чтобы вручить государственные награды шымкентцам, которые не забыли о подвиге Советского солдата в годы Великой Отечественной войны. Красивые именные медали за шымкентскую Карту героев поблескивали в руках консула в ожидании своих героев. И небольшой почетный список.

Александра Юрьевича Подвига в этом списке не было.

Елена Бояршинова

Новости партнеров