О новых возможностях приобретения жилья для каждой семьи

2122
Прием документов на жилье

Программа «7-20-25. Новые возможности приобретения жилья для каждой семьи» сейчас одна из самых обсуждаемых тем в Казахстане. Подробности о том, когда она запустится, как будет работать и кого коснется, интересуют очень многих.

Мы попросили ответить на эти вопросы руководителя отдела жилищных отношений города Шымкента Малика Абдинурова. Впрочем, поговорили мы не только о новой Программе, но и еще раз вспомнили о том, какие категории граждан могут рассчитывать на получение жилья от государства. Теперь обо всем по порядку.

– Малик Куттымбетович, буквально недавно мы рассказали о том, сколько в нашем городе строится жилья, сколько квартир планируется сдать только в этом году. И после той статьи в редакции стали раздаваться вопросы, связанные с приобретением жилья по так называемой льготной ипотеке от государства по Программе «7-20-25». Расскажите, пожалуйста, на кого она рассчитана.
– Сейчас можно услышать самые противоречивые мнения о программе, но я считаю, это очень хорошая и своевременная Программа. Принять участие в ней смогут граждане Казахстана, имеющие подтвержденный доход, работающие и самозанятые.

– А если у человека есть жилье. Может ли он рассчитывать на приобретение еще одной квартиры в рамках Программы?
– Нет. Она рассчитана на тех, у кого нет собственной крыши над головой.

– Еще один интересный вопрос прозвучал – могут ли инвалиды 1 и 2 групп принять участие в Программе?
– Как я уже сказал выше, главное, чтобы претендент мог подтвердить свой доход.

– Какое жилье можно будет приобрести в рамках Программы? Новое, на вторичном рынке, частные дома или только квартиры в многоэтажном секторе?
– В первую очередь Программа рассчитана на новое жилье, и пока только на многоэтажный сектор.

– Какой примерный ежемесячный платеж будут вносить те, кто воспользуется этой Программой?
– Вообще документом предусмотрено, что человек не только решит свой жилищный вопрос, но и будет погашать ипотечный кредит без ущерба для семейного бюджета. Так, при сумме кредита в размере 7 млн. тенге, ежемесячный платеж по ипотечному займу составит менее 50 000 тенге.

– Какую максимальную сумму займа смогут получить жители нашего города, а то цифры называются самые разные.
– Согласно последней информации, озвученной Национальным банком Казахстана, для Шымкента эта сумма составит не более 15 млн. тенге.

– Куда нужно будет обращаться за льготной ипотекой?
– Дополнительно будут объявлены банки второго уровня, участвующие в этой Программе.

– Говорят, что ставка вознаграждения составит 7%, но ведь у банков второго уровня есть всевозможные комиссии и в результате ставка растет…
– По программе конечная ставка вознаграждения для заемщика составляет 7% годовых. Это значит, что в рамках программы никакие комиссии БВУ начислять не будут.

– Сейчас очень популярным стало рефинансирование. Могут ли люди, ранее получившие ипотечный кредит, рефинансировать его, чтобы стать участниками Программы?
– Пока этот вопрос не рассматривается.

– А что касается вопроса участия в долевом строительстве. Включает ли Программа возможность кредитования долевого участия?
– Нет, это не предусмотрено.

Ипотека 7-20-25– Предлагаю сейчас напомнить о возможности получения жилья от государства тем, кто не в состоянии оплатить даже льготную ипотеку. Кто может встать на очередь на получение жилья в местные исполнительные органы (МИО)?
– Согласно Закону Республики Казахстан «О жилищных отношениях» ст. 67, 68, 74 жилища из коммунального жилищного фонда предоставляются в пользование нуждающимся в жилье гражданам Республики Казахстан, постоянно проживающим в данном населенном пункте, не имеющим на праве собственности в течение последних 5-ти лет недвижимости и относящимся к следующим группам населения: инвалиды и участники ВОВ; дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия; социально уязвимым слоям населения; государственным служащим, работникам бюджетных организаций, военнослужащим и лицам, занимающим государственные выборные должности; гражданам Республики Казахстан, единственное жилище которых признано аварийным в порядке, установленном законодательством Республики Казахстан, в порядке очередности.

– Куда обращаться для постановки в очередь?
– Для постановки в очередь можно обратиться со всеми необходимыми документами в Центры обслуживания населения по месту прописки или через портал электронного правительства «Е-gov». Кстати, для подачи документов через портал электронного правительства «Е-gov» необходимо наличие электронно-цифровой подписи (ЭЦП).

– Граждане какой категории обеспечиваются жильем в первоочередном порядке?
– Согласно ст. 74 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях», права граждан, включенных в указанные списки, признаются равными. Никто не имеет преимущественного права, за исключением инвалидов и участников Великой Отечественной войны, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилища из государственного жилищного фонда перед другими, включенными в данные списки.

– Кто относится к социально уязвимым слоям населения?
– Согласно ст. 68 Закона Республики Казахстан «О жилищных отношениях» к социально уязвимым слоям населения относятся:
1) инвалиды и участники Великой Отечественной войны;
1-1) лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
2) инвалиды 1 и 2 групп;
3) семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
4) лица, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, перечисленных в списке заболеваний, утверждаемом Правительством Республики Казахстан;
5) пенсионеры по возрасту;
6) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие двадцати девяти лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. При призыве таких лиц на воинскую службу возраст продлевается на срок прохождения срочной воинской службы;
7) оралманы;
8) лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
9) многодетные семьи;
10) семьи лиц, погибших (умерших) при исполнении государственных или общественных обязанностей, воинской службы, при подготовке или осуществлении полета в космическое пространство, при спасании человеческой жизни, при охране правопорядка;
11) неполные семьи.

– Какие документы необходимо сдавать для постановки на очередь?
– Для этого необходим следующий перечень документов:
1) заявление о постановке на учет;
2) копии удостоверений личности либо паспортов заявителя и членов его семьи;
3) копии свидетельства о заключении (расторжении) брака, смерти членов семьи, рождении детей;
4) копию трудовой книжки, заверенную кадровой службой или выписку из послужного списка;
5) справку территориального органа юстиции (о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности) (за 5 лет);
6) в случаях признания других лиц членами семьи заявителя, последними представляется решение суда о признании их членами семьи заявителя;
7) копию книги регистрации граждан и оригинал (для сверки документа), либо справку адресного бюро;
8) справку органа социальной защиты, подтверждающую принадлежность заявителя (семьи) к социально уязвимым слоям населения (отдел занятости и социальных программ), либо справку с места работы (службы) государственного служащего, работники бюджетной организации, военнослужащего, кандидата в космонавты, космонавта;
9) гражданами, единственное жилище которых признано аварийным, представляется соответствующая справка местного исполнительного органа;
10) граждане, относящиеся к социально уязвимым слоям населения (за исключением детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и детей-инвалидов), дополнительно предоставляют сведения о доходах за последние двенадцать месяцев перед обращением на каждого члена семьи;
11) при необходимости заявитель предоставляет справку государственного учреждения здравоохранения о наличии в семье страдающего тяжелой формой заболевания.

– Когда начнется прием документов на получение арендного жилья с дальнейшим выкупом через АО «Казахстанская ипотечная компания» и через АО «ФНБ «Самрук-Казына»?
– Объявления об этом публикуются в местных средствах массовой информации (СМИ), а также на официальном сайте акимата города Шымкента (shymkent.gov.kz) и отдела жилищных отношений города Шымкента (tkb.shymkent.gov.kz).
Например, на нашем сайте опубликована информация, что с 22 по 25 мая 2018 года производится прием дополнительных заявок на дома в ЖК «Адия» (201 квартира), расположенные по адресу: мкр. Туран, 192-ой квартал, 979-ый участок по направлению «АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына».

Заявки подаются с помощью электронного ключа (ЭЦП) каждым заявителем самостоятельно на портале «Е-gov» (в зависимости от платежеспособности заявитель сам выбирает количество комнат).
Электронная подача документов проводится в пунктах «Е-gov» в Центрах обслуживания населения и отделе жилищных отношений города Шымкента (ул. Т. Рыскулова, 8а, каб. 2).

По линии «Жилье АО «Фонд недвижимости «Самрук-Казына» имеют право участвовать граждане, стоящие в очереди на получение жилья в местном исполнительном органе, относящиеся к следующим категориям лиц:
— лица, приравненные к инвалидам и участникам Великой Отечественной войны;
— семьи, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов;
— пенсионеры по возрасту;
— дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
— оралманы;
— лица, лишившиеся жилища в результате экологических бедствий;
— многодетные семьи;
— неполные семьи;
— государственные служащие, военнослужащие, сотрудники специальных государственных органов, работники бюджетных организаций.

Перечень необходимых документов:
1) документ, удостоверяющий личность заявителя и членов его семьи;
2) адресная справка о регистрации заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи по месту жительства;
3) свидетельство о заключении брака (расторжении брака), о смерти супруга/супруги, рождении детей, заявление о том, что заявитель в браке не состоит;
4) справка о наличии или отсутствии у заявителя и постоянно проживающих с ним членов семьи жилища, принадлежащего им на праве собственности, или арендного жилья с выкупом по территории Республики Казахстан;
5) справки о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и его технических характеристиках (пр наличии доли, жилых домов саманного и каркасно-камышитового типа, комнаты в общежитиях), а также документов, подтверждающие возникновение права собственности в данных случаях;
6) решения суда о признании других лиц заявителя членами семьи;
7) справки о заработной плате;
8) сведения о постановке на учет нуждающихся в жилище с указанием номера очередности на момент подачи заявления на участие в программе;
9) заявления о готовности выкупить жилье за счет собственных и (или) заемных средств;
10) документов, подтверждающие отношение заявителя к категории госслужащих, социально-уязвимым слоям населения и другим категориям определенной статьей 67 Закона «О жилищных отношениях».

– На какой размер жилой площади от государства можно претендовать и каким должно быть жилье?

– Согласно п.1 статьи 75 Закона «О жилищных отношениях» жилье от государства может быть предоставлено в размере не менее 15 квадратных метров и не более 18 квадратных метров полезной площади на человека, но не менее однокомнатной квартиры или комнаты в общежитии.
Если в семье есть страдающий заболеваниями, о которых говорилось выше, то ему предоставляется отдельная комната. Также площадь получаемой квартиры может быть больше, если в семье есть беременная женщина со сроком беременности более 22 недель.
Согласно статье 76 Закона «О жилищных отношениях» предоставляемое жилье должно быть благоустроенным, находиться в черте города и с учетом необходимых удобств для инвалидов.

– Куда могут обращаться жители Шымкента, если у них возникнут вопросы, связанные с получением жилья от государства, либо жилья по Программе «7-20-25»?
– Наш офис находится по ул. Рыскулова, 8-а. Телефоны для справок: 8 (7252) 41-74-87 и 8 (7252) 41-70-96.

Саида Турсуметова

Новости партнеров